Ветеран пожарной охраны Ноябрьска И.И. Жолобайло
– Ну что – водитель? Баранку крутишь и все. Вот пожарный – другое дело, героическая профессия. Люди жизнью рискуют, – Такое мнение я часто слышал от горожан, которые привыкли думать, что «обслуживающий персонал» спецслужб типа водителей – люди второго плана. Может, водителю пожарной машины и не приходится напрямую бороться с огнем, однако очевидно, что без его слаженных и оперативных действий потушить пожар просто не получится. Даже самому опытному и бесстрашному пожарному.
Из тех двадцати шести лет, которые Илья Жолобайло, водитель ПЧ-44 города Ноябрьск, отработал в пожарной части, семь лет проработал на штабной, легковой машине, но потом, по словам самого водителя, ему захотелось обратно в часть.
– Соскучился, – поясняет Илья Иванович, – привык всегда работать на «боевом» транспорте. Так до сих пор «Урал» и вожу.
Не на «земле», так на Севере
Еще в недалеком прошлом многие мальчишки мечтали работать в пожарной части. Борьба с огнем считалась одной из самых героических и почетных профессий. В девяностые годы энтузиазм молодежи значительно иссяк.
– Врать не буду, водителем пожарной машины стал не потому, что с детства меня профессия пожарного привлекала, – рассказывает Илья Иванович. – К тому времени, как я пришел в пожарную охрану, я уже взрослым был, имел свою семью, да и водительский стаж за плечами был – на тот момент я работал водителем второго класса. В начале восьмидесятых, когда еще на «земле» работал, началась военизация пожарных частей и нас, водителей, активно агитировали работать там, но тогда я отказался.
Потом Илья Жолобайло все-таки попал в пожарную охрану, но совершенно случайно: в 1986 году приехал в Ноябрьск, на заработки.
– Молодым же хочется, чтобы «все и сразу», – улыбается собеседник. – Мы с женой приехали, две недели искал работу, где бы предоставили общежитие, а предлагали только койко-места. Пришел в пожарную охрану, которая выделила нам жилье, мы обустроились, и я вышел на работу.
В постоянном напряжении
Оперативно доставить пожарных к месту пожара – это, безусловно, первостепенная задача водителя. Однако это далеко не все.
– Самое главное – нужно тщательно следить за машиной, – рассказывает Илья Жолобайло. – Машина всегда должна быть исправной, укомплектована ГСМ, водой, пенообразователями. Ситуация, когда срочно нужна твоя помощь, а у тебя техника отказывает, просто недопустима. А на самом пожаре нужно обеспечить бесперебойную и безопасную работу пожарных. Поставить машину на безопасное расстояние, подавать воду под определенным давлением и т.д.
К счастью, пожары случаются далеко не каждый день, однако, как утверждает, опытный водитель, расслабиться на работе просто не получается.
– Меня как-то спросили, какое у меня хобби, а для меня хобби – это моя работа. В течение всего дежурства чувствую напряженность, но мне это нравится. Ведь в любой момент могут вызвать и от твоей оперативной работы, возможно, будет зависеть жизнь человека.
Спящие пожарные
Продолжая говорить об ответственности, мой собеседник с сожалением замечает, что далеко не все жители города понимают, с чем приходится сталкиваться огнеборцам.
– Если честно, меня задевает то, что иногда, когда ты усталый возвращаешься с работы, тебя соседи спрашивают: «Ну что, выспался?», - делится Илья Иванович. – В народе ходила даже такая хохма, что если не можешь спать 24 часа в сутки, значит, тебя в пожарную охрану не возьмут. И самое поразительно, многие приходят работать в пожарную охрану, наслушавшись таких баек – мол, если пожаров нет, ничего делать не надо: только спать и зарплату получать. Однако, поработав всего несколько дней, любители прилечь после обеда убеждаются, что спать-то у нас некогда.
К слову, даже если нет пожаров, водителям из пожарной части на работе действительно не до сна: занятия, отработка нормативов, осмотр и подготовка техники, хозяйственные работы – примерно так выглядит обычный рабочий день тех, кто в любую минуту должен быть готов выехать на борьбу с огнем. Прибавьте к этому плановые и внеплановые учебные вызовы. Вот вам и «постоянно спящие» пожарные.
Телефонные и дорожные препоны
Наверное, сложно найти человека, который хотя бы раз в детстве не баловался с помощью телефона, отрывая диспетчеров экстренных служб от работы, не задумываясь, к чему это могло привести. Но пожарные обязаны выезжать на все вызовы без исключения.
– В девяностые годы между предпринимателями-«ларечниками», была «огненная» война, – вспоминает Илья Жолобайло. – Конкуренты поджигали киоски соседей. Мы выехали, потушили, а через час этот же ларек опять подожгли. Бывало, по три раза за ночь выезжали. А ложных вызовов сколько было! Сидят люди, пьют, заскучали: «А давай повеселимся». И набирают 01. И мы выезжаем, тратим горючее впустую, но горючее – это не самое страшное. Почему-то не все понимают, что в это же время на другом конце города может случиться и настоящий пожар.
Осложняют работу огнеборцам еще и некоторые участники дорожного движения, не обращающие внимания на спецсигналы пожарных машин.
– Я сам часто вижу, как на промзоне едет пожарная машина с включенным спецсигналом, а впереди идет колонна легковых машин, – возмущается Илья Иванович. – Им нужно просто подвинуться на полтора метра – там даже обочина позволяет это сделать, а они не уступают. Это хорошо, если пожарные едут на внеплановый учебный вызов. А если машина едет на пожар, где люди остро нуждаться в помощи? Элементарное несоблюдение правил дорожного движения может привести к весьма печальным последствиям.
Издержки профессии
– Лично я людей из горящего здания не спасал, но повидать довелось много. Помню, когда в 1986 году нас вызвали на Вынгапурский газовый промысел, мы прибыли, но пожара не было. Когда въехали на территорию, заметили только дымку, а когда ближе подъехали, поняли, что произошел взрыв газа. Мы зашли в цех, а там три трупа, все молодые ребята. Ночью давление газа начало «прыгать», и сотрудники пошли устранять неисправность. Может, разводной ключ дал искру… не знаю. И ударной волной всех раскидало. Для меня это шоком было, я тогда первый раз смерть увидел. Тяжело это.
На возраст скидок нет
– Каждый квартал мы сдаем физическую подготовку, правила дорожного движения – чтобы постоянно в форме быть. Конечно, есть возрастные нюансы – к примеру, мне по возрасту нужно сдать норматив и подтянуться на турнике 4 раза, а молодым коллегам – 16. Но нужно именно подтянуться, а не просто повисеть на турнике. Так что дома зарядку делаю, подтягиваюсь. Нет такого, что, мол, «Иваныч уже в возрасте, ему ничего не надо». Это же работа: если не справляешься с элементарными вещами – зачем тогда ты нужен в пожарной охране?
Одно дело делаем
Несмотря на то, что Илья Иванович находится уже в предпенсионном возрасте, ему удается находить общий язык и с молодыми коллегами, недавно поступившими на службу в пожарную охрану.
– Приходят ребята младше меня на десять-двадцать лет, но ничего – общий язык находим. Мы же в команде работаем, 24 часа вместе находимся. И знаете, у нас получается взаимообучаемый процесс. Я передаю им свой опыт, они учат меня с компьютерами работать. Мы даже общаемся на «ты», меня только из-за возраста Иванычем называют. Все едины, вместе работаем ведь, одно дело делаем.
Из тех двадцати шести лет, которые Илья Жолобайло, водитель ПЧ-44 города Ноябрьск, отработал в пожарной части, семь лет проработал на штабной, легковой машине, но потом, по словам самого водителя, ему захотелось обратно в часть.
– Соскучился, – поясняет Илья Иванович, – привык всегда работать на «боевом» транспорте. Так до сих пор «Урал» и вожу.
Не на «земле», так на Севере
Еще в недалеком прошлом многие мальчишки мечтали работать в пожарной части. Борьба с огнем считалась одной из самых героических и почетных профессий. В девяностые годы энтузиазм молодежи значительно иссяк.
– Врать не буду, водителем пожарной машины стал не потому, что с детства меня профессия пожарного привлекала, – рассказывает Илья Иванович. – К тому времени, как я пришел в пожарную охрану, я уже взрослым был, имел свою семью, да и водительский стаж за плечами был – на тот момент я работал водителем второго класса. В начале восьмидесятых, когда еще на «земле» работал, началась военизация пожарных частей и нас, водителей, активно агитировали работать там, но тогда я отказался.
Потом Илья Жолобайло все-таки попал в пожарную охрану, но совершенно случайно: в 1986 году приехал в Ноябрьск, на заработки.
– Молодым же хочется, чтобы «все и сразу», – улыбается собеседник. – Мы с женой приехали, две недели искал работу, где бы предоставили общежитие, а предлагали только койко-места. Пришел в пожарную охрану, которая выделила нам жилье, мы обустроились, и я вышел на работу.
В постоянном напряжении
Оперативно доставить пожарных к месту пожара – это, безусловно, первостепенная задача водителя. Однако это далеко не все.
– Самое главное – нужно тщательно следить за машиной, – рассказывает Илья Жолобайло. – Машина всегда должна быть исправной, укомплектована ГСМ, водой, пенообразователями. Ситуация, когда срочно нужна твоя помощь, а у тебя техника отказывает, просто недопустима. А на самом пожаре нужно обеспечить бесперебойную и безопасную работу пожарных. Поставить машину на безопасное расстояние, подавать воду под определенным давлением и т.д.
К счастью, пожары случаются далеко не каждый день, однако, как утверждает, опытный водитель, расслабиться на работе просто не получается.
– Меня как-то спросили, какое у меня хобби, а для меня хобби – это моя работа. В течение всего дежурства чувствую напряженность, но мне это нравится. Ведь в любой момент могут вызвать и от твоей оперативной работы, возможно, будет зависеть жизнь человека.
Спящие пожарные
Продолжая говорить об ответственности, мой собеседник с сожалением замечает, что далеко не все жители города понимают, с чем приходится сталкиваться огнеборцам.
– Если честно, меня задевает то, что иногда, когда ты усталый возвращаешься с работы, тебя соседи спрашивают: «Ну что, выспался?», - делится Илья Иванович. – В народе ходила даже такая хохма, что если не можешь спать 24 часа в сутки, значит, тебя в пожарную охрану не возьмут. И самое поразительно, многие приходят работать в пожарную охрану, наслушавшись таких баек – мол, если пожаров нет, ничего делать не надо: только спать и зарплату получать. Однако, поработав всего несколько дней, любители прилечь после обеда убеждаются, что спать-то у нас некогда.
К слову, даже если нет пожаров, водителям из пожарной части на работе действительно не до сна: занятия, отработка нормативов, осмотр и подготовка техники, хозяйственные работы – примерно так выглядит обычный рабочий день тех, кто в любую минуту должен быть готов выехать на борьбу с огнем. Прибавьте к этому плановые и внеплановые учебные вызовы. Вот вам и «постоянно спящие» пожарные.
Телефонные и дорожные препоны
Наверное, сложно найти человека, который хотя бы раз в детстве не баловался с помощью телефона, отрывая диспетчеров экстренных служб от работы, не задумываясь, к чему это могло привести. Но пожарные обязаны выезжать на все вызовы без исключения.
– В девяностые годы между предпринимателями-«ларечниками», была «огненная» война, – вспоминает Илья Жолобайло. – Конкуренты поджигали киоски соседей. Мы выехали, потушили, а через час этот же ларек опять подожгли. Бывало, по три раза за ночь выезжали. А ложных вызовов сколько было! Сидят люди, пьют, заскучали: «А давай повеселимся». И набирают 01. И мы выезжаем, тратим горючее впустую, но горючее – это не самое страшное. Почему-то не все понимают, что в это же время на другом конце города может случиться и настоящий пожар.
Осложняют работу огнеборцам еще и некоторые участники дорожного движения, не обращающие внимания на спецсигналы пожарных машин.
– Я сам часто вижу, как на промзоне едет пожарная машина с включенным спецсигналом, а впереди идет колонна легковых машин, – возмущается Илья Иванович. – Им нужно просто подвинуться на полтора метра – там даже обочина позволяет это сделать, а они не уступают. Это хорошо, если пожарные едут на внеплановый учебный вызов. А если машина едет на пожар, где люди остро нуждаться в помощи? Элементарное несоблюдение правил дорожного движения может привести к весьма печальным последствиям.
Издержки профессии
– Лично я людей из горящего здания не спасал, но повидать довелось много. Помню, когда в 1986 году нас вызвали на Вынгапурский газовый промысел, мы прибыли, но пожара не было. Когда въехали на территорию, заметили только дымку, а когда ближе подъехали, поняли, что произошел взрыв газа. Мы зашли в цех, а там три трупа, все молодые ребята. Ночью давление газа начало «прыгать», и сотрудники пошли устранять неисправность. Может, разводной ключ дал искру… не знаю. И ударной волной всех раскидало. Для меня это шоком было, я тогда первый раз смерть увидел. Тяжело это.
На возраст скидок нет
– Каждый квартал мы сдаем физическую подготовку, правила дорожного движения – чтобы постоянно в форме быть. Конечно, есть возрастные нюансы – к примеру, мне по возрасту нужно сдать норматив и подтянуться на турнике 4 раза, а молодым коллегам – 16. Но нужно именно подтянуться, а не просто повисеть на турнике. Так что дома зарядку делаю, подтягиваюсь. Нет такого, что, мол, «Иваныч уже в возрасте, ему ничего не надо». Это же работа: если не справляешься с элементарными вещами – зачем тогда ты нужен в пожарной охране?
Одно дело делаем
Несмотря на то, что Илья Иванович находится уже в предпенсионном возрасте, ему удается находить общий язык и с молодыми коллегами, недавно поступившими на службу в пожарную охрану.
– Приходят ребята младше меня на десять-двадцать лет, но ничего – общий язык находим. Мы же в команде работаем, 24 часа вместе находимся. И знаете, у нас получается взаимообучаемый процесс. Я передаю им свой опыт, они учат меня с компьютерами работать. Мы даже общаемся на «ты», меня только из-за возраста Иванычем называют. Все едины, вместе работаем ведь, одно дело делаем.
Ефим Дубинкин
Фото автора
Фото автора