Гражданская оборона в 1950-1970 годы

В целях обеспечения заблаговременной подготовки к защите населения и работников предприятий и повышения надёжности работы важных для обороны и народного хозяйства объектов в военное время в 1951 году Совет Министров СССР принял постановление «Об утверждении норм на проведение инженерно-технических мероприятий МПВО при проектировании и строительстве». А позже, в июне 1955 года были приняты ещё два важных постановления: «О мероприятиях по повышению готовности МПВО страны к защите населения и промышленных объектов от атомного оружия» и «О мероприятиях по обеспечению медицинской помощи населению в условиях применения атомного оружия», в которых указывалось, что подготовка страны к МПВО должна вестись с учётом возможного применения противником ядерного оружия. Эвакуация населения крупных экономических и административно-политических центров была определена как основной способ защиты от ядерного оружия. Впервые в стране вводилось всеобщее и обязательное обучение населения противоатомной защите. Особое внимание было обращено на организацию своевременного оповещения. Руководством страны были предприняты меры по укреплению МПВО, совершенствованию её организационной структуры и технической оснащённости, уточнению задач, положившие начало качественно нового этапа в строительстве МПВО как предшественнице гражданской обороны.

Был образован штаб МПВО страны, на местах – областные, краевые, республиканские штабы МПВО.

Важным событием в совершенствовании МПВО явилось утверждение нового «Положения о местной противовоздушной обороне Союза ССР» в 1956 году, в котором впервые было подчёркнуто, что МПВО является системой общегосударственных оборонных мероприятий, осуществляемых в целях защиты населения от атомного оружия и других современных средств поражения, создания условий, обеспечивающих надёжность работы объектов народного хозяйства в условиях нападения с воздуха, проведения спасательных работ и оказания помощи пострадавшим, а также выполнения неотложных аварийно-восстановительных работ в очагах поражения.

Особое внимание было обращено на то, что МПВО организуется на территории всей страны.

Важную роль в подготовке МПВО к действиям в новых условиях сыграло постановление Совета Министров СССР от 4 мая 1959 года «О мерах по обеспечению подготовки страны к местной противовоздушной обороне», в котором предусматривались меры по улучшению оповещения населения, строительству в 1959 – 1965 годах защитных и специальных сооружений, накоплению мобилизационных ресурсов и повышению боевой готовности войсковых частей и формирований МПВО, рассредоточенному размещёнию предприятий, укрытию в специальных подземных сооружениях особо важных заводов, государственных резервов, созданию дублёров уникальных и особо важных предприятий, усилению работы ДОСААФ, СОКК и КП СССР, всеобщему обязательному обучению в городах и сельской местности защите от атомного, химического и бактериологического оружия.

Выполнение перечисленных мероприятий повысило оперативную готовность всей системы МПВО, ускорило накопление значительного фонда защитных сооружений. Убежища МПВО прошли испытания на Семипалатинском ядерном полигоне и показали высокую эффективность.

В конце 50-х годов ХХ столетия с появлением ракетно-ядерного оружия встал вопрос об иных, более совершенных, способах и средствах защиты тыла, о более надёжном обеспечении безопасности населения в военное время.

В 1961 году на базе МПВО в стране была создана новая общегосударственная система – Гражданская оборона СССР. В основу новой системы легли опыт, традиции, всё лучшее, что было создано за годы существования МПВО.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 13 июля 1961 года было принято «Положение о Гражданской обороне СССР». В нём было определено, что «Гражданская оборона является системой общегосударственных оборонных мероприятий, осуществляемых заблаговременно в мирное время в целях защиты населения и народного хозяйства страны от ракетно-ядерного, химического, бактериологического оружия, проведения спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ (СНАВР) в очагах поражения, которая строится по территориально-производственному принципу».

Также было определено содержание работы всех её звеньев, основные права и обязанности должностных лиц в системе гражданской обороны, разработаны основы управления. В «Положении о Гражданской обороне СССР» определялись основные принципы защиты населения от оружия массового поражения. В качестве основного способа защиты населения предусматривались его рассредоточение и эвакуация.

За основу был принят принцип дифференцированного комплексного подхода к защите населения. В соответствии с ним в мирное время строились убежища для наибольшей работающей смены предприятий, которые должны продолжать работу в военное время в категорированных городах. Остальная часть городского населения подлежала эвакуации в загородную зону, в которой предусматривалось создание фонда противорадиационных укрытий для местного и эвакуированного населения.

Особое внимание уделялось вопросам защиты водоисточников, продовольствия, фуража, сельскохозяйственных животных. В случае применения оружия массового поражения предусматривалось проведение массовых спасательных работ в очагах поражения.

Теория и практика ведения гражданской обороны строились с учётом существующих взглядов на ведение войны с применением ядерного оружия.

В основу вероятной модели будущей войны была взята модель, при которой непосредственному ведению боевых действий (и соответственно применению оружия массового поражения) предшествует так называемый «особый период», в ходе которого конфликтующие стороны могут провести необходимые подготовительные мероприятия. Его продолжительность предполагалась от нескольких дней до нескольких месяцев.

В соответствии с этим все мероприятия гражданской обороны делились на три группы: в первую группу входили мероприятия, проводимые заблаговременно, в мирное время; во вторую группу были включены мероприятия, проводимые в «особый период»; в третью группу были включены мероприятия, проводимые в военное время.

Руководство гражданской обороной в министерствах, ведомствах, промышленных и производственных объединений и на объектах народного хозяйства осуществлялось непосредственно через штабы и службы гражданской обороны, а также через существующие структуры органов управления. Штабы гражданской обороны стали основными органами управления.

Для осуществления всех мероприятий гражданской обороны в городах создавались соответствующие службы (с учётом опыта МПВО): связи, инженерная, противопожарная, медицинская, охраны общественного порядка, защиты животных и растений, коммунально-техническая, санитарной обработки людей и обеззараживания одежды, торговли и питания, убежищ и укрытий, материально-технического снабжения, аварийно-техническая, автотранспортная, энергетики и др.

Новые подходы к организации спасательных работ в очагах ядерного поражения потребовали многократного увеличения сил. В этих целях было увеличено количество воинских частей гражданской обороны (без увеличения общей численности личного состава).

Резко возросла численность и количество невоенизированных формирований. Их структура и система подготовки претерпели серьёзные изменения. Основными среди них стали территориальные сводные спасательные и объектовые отряды гражданской обороны.

Достаточно успешно разрабатывались вопросы медицинской защиты населения. Это стало возможным благодаря активному участию в этой работе Министерства здравоохранения СССР и созданной на базе его медицинской службы гражданской обороны страны. В короткие сроки был создан запас медицинских средств защиты, большое количество специальных медицинских формирований на местах (отрядов первой медицинской помощи, санитарных дружин и др.).

В больших объёмах создавались запасы средств индивидуальной защиты населения (противогазы, респираторы и т.д.).

На новый уровень по сравнению с МПВО были подняты вопросы оперативной подготовки. Большое внимание было уделено разработке оперативных планов гражданской обороны. Повседневной практикой стало проведение крупных командно-штабных учений по гражданской обороне. Как правило, такое учение проводилось каждый год в республике, крае, области.

Особое место занимала подготовка населения. В 1966 году вводится в действие новая 21-часовая программа подготовки граждан по гражданской обороне ¾ всеобщий обязательный минимум знаний. Рабочие, служащие, колхозники обучение проходили непосредственно на предприятиях, в колхозах и совхозах. Занятия проводили не общественные инструкторы, а начальники цехов, отделов, служб, бригадиры, т. е. руководители обучали подчинённых.