Гражданская оборона в 2010-2015 годы
В целях дальнейшего развития сил гражданской обороны в 2011 году на базе соединений, воинских частей и организаций войск гражданской обороны были сформированы спасательные воинские формирования МЧС России, определены их задачи, порядок применения, организация деятельности, порядок комплектования и подготовки. Спасательные воинские формирования стали соединениями постоянной готовности, их возможности по проведению аварийно-спасательных работ повысились в 1,5 – 2 раза, улучшилось их оснащение, повысилась мобильность, готовность к применению как в мирное, так и в военное время в существующей штатной структуре.
Гражданская оборона Российской Федерации на современном этапе составляет часть системы национальной безопасности и обороноспособности страны и предназначена для защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий, а также для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и при террористических актах.
Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства. Это положение исходит из конституционных прав и обязанностей личности, общества и государства по защите от внешних и внутренних угроз. Организацией и ведением гражданской обороны как составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности, государство выполняет три важнейшие функции:
обеспечение защиты и жизнедеятельности населения, спасения и оказания помощи пострадавшим (социальная);
сохранение мобилизационных людских ресурсов и военно-экономического потенциала страны (оборонная);
сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики, выживания населения, защита материальных и культурных ценностей (экономическая).
3 сентября 2011 года Указом Президента Российской Федерации № Пр-2613 были утверждены основы единой государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2020 года.
Проведение единой государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны является важной задачей по совершенствованию оборонного строительства, обеспечению безопасности государства и целенаправленной деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в осуществлении защиты населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Для своевременного реагирования на сохраняющиеся и перспективные угрозы основными направлениями единой государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2020 года являются:
развитие нормативно-правовой базы в области гражданской обороны;
совершенствование системы управления гражданской обороны;
совершенствование методов и способов защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
развитие сил гражданской обороны;
сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;
совершенствование системы обучения населения, подготовки должностных лиц и работников в области гражданской обороны;
развитие международного сотрудничества в области гражданской обороны.