Гражданская оборона 1915-1950 годы
К апрелю 1915 года воздушная оборона Петрограда и императорской резиденции в Царском Селе пополнилась новыми силами и средствами.
Наряду с активными мерами противовоздушной обороны, осуществляемой войсками, к участию в мероприятиях, призванных обеспечить защиту населения и промышленных предприятий от нападения с воздуха и быструю ликвидацию последствий авиационных налётов, стали привлекать население. Это привело к созданию местной противовоздушной обороны, опирающейся на гражданское население городов.
Таким образом, Первая мировая война и появление военной авиации, особенно бомбардировочной, положили начало развитию средств, противовоздушной обороны, а также мерам по организации самозащиты населения.
Однако не только появление авиации, но и ещё одно очень важное событие, происшедшее в период Первой мировой войны, заставило правительства и генеральные штабы воюющих сторон всерьёз задуматься над проблемой обеспечения безопасности тыла. Оно во много определило характер и направления развития системы мероприятий по защите населения в последующие годы.
Этим событием было применение в ходе боевых действий химического оружия. 22 апреля 1915 года 4-я германская армия против англо-французской позиции у Ипра впервые применила газобаллонную атаку. В результате газовой атаки было отравлено 15 тысяч человек, из которых свыше 5 тысяч умерли на поле боя, а половина оставшихся в живых стали инвалидами. Эта атака показала эффективность нового вида оружия при внезапном массированном применении его.
В дальнейшем в газовых атаках применялись как жидкий хлор, так и смеси хлора с удушливым веществом – фосгеном.
Применение отравляющих веществ осуществлялось и артиллерией. С середины 1916 года воюющие стороны начали широко применять их в артиллерийских снарядах.
Угроза химической войны по мере совершенствования авиации, артиллерии и боевых отравляющих веществ не только не отпадала, но и увеличивалась. Надо было искать эффективное средство защиты, и оно было найдено – противогаз.
В 1915 году в России был разработан фильтрующий противогаз, состоящий из резинового шлема конструкции русского инженера М.И. Кумманта и противогазной коробки русского химика Н.Д. Зелинского, снаряжённой активированным углем для поглощения парообразных отравляющих веществ.
Противогазы свели на нет первый успех газовых атак немцев на фронте. Тыл же страны оставался фактически беззащитным. Всё дело газовой борьбы и противогазовой защиты было поручено Верховному начальнику санитарной и эвакуационной части, генералу от инфантерии, принцу А.П. Ольденбургскому, который положил начало становлению противохимической обороны в России. По его инициативе было организовано производство отечественных противогазов.
Таким образом, Первая мировая война предопределила создание новых оргштатных структур по защите наших войск, населения и территории тыловых пунктов от опасностей, вызванных военным противостоянием враждующих между собой.
Сразу же после установления в России в 1917 году новой власти, руководство страны вынуждено было незамедлительно принять меры к укреплению противовоздушной и противохимической обороны страны.
Так, когда в феврале 1918 года германские войска, нарушив перемирие, начали наступление на Петроград, в это исключительно тяжёлое для страны время были приняты все меры для противовоздушной и противохимической обороны Петрограда. Был создан штаб воздушной обороны для проведения мероприятий по защите города в случае нападения авиации кайзеровской Германии. Непосредственное руководство воздушной обороной Петрограда осуществлял Народный комиссар по военным делам Н.И. Подвойский.
Штаб организовал сеть наблюдательных пунктов в городе и его окрестностях. Открылись специальные пункты, где жители города могли получить защитные маски, противогазовую жидкость и памятки с указанием, как можно избежать отравления ядовитыми газами. Действовали курсы первой помощи. Ими руководил врачебно-санитарный отдел при Петроградском Совете рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.
Организация медицинской помощи пострадавшим от воздушных налётов противника была поручена органам здравоохранения и Военно-санитарному ведомству.
Определённые обязанности по противовоздушной обороне и противохимической защите штаб воздушной обороны возложил на жителей города и домовые комитеты (домкомы). Перед ними, в частности, ставились задачи по осуществлению противопожарных мероприятий и организации первой медицинской помощи пострадавшим, изысканию для этих целей необходимых материалов.
Разработка средств и способов противохимической защиты, производство и обеспечение ими личного состава армии и населения была возложена на химический комитет Главного артиллерийского управления.
Об угрозе воздушного нападения противника население оповещалось сиренами и гудками предприятий. Порядок поведения рабочих и служащих и неработающего населения во время налёта определялся специальной инструкцией.
В период с 20 февраля по 3 марта 1918 года германская авиация неоднократно пыталась прорваться к Петрограду. 2 марта 1918 года впервые в своей истории город был подвергнут воздушной бомбардировке. Как сообщала газета «Известия», 3 человека было убито, 5 ранено, нанесён определённый материальный ущерб.
Революционный комитет обороны города 3 марта 1918 года в воззвании «К населению Петрограда и его окрестностей» довёл до сведения населения перечень мероприятий по противовоздушной и противохимической обороне города.
Основным средством защиты от отравляющих веществ уже в это время являлся противогаз. Тому, кто его не имел, предписывалось изготовить маску из 20 – 30 слоёв марли. Перед применением маску следовало смачивать специальным раствором. Это были первое самые элементарные, доступные всем меры противохимической защиты. Аналогичные мероприятия в годы интервенции и гражданской войны проводились и в ряде других городов. Особенно большое внимание уделялось защите от ударов с воздуха городов Москвы, Тулы, Баку, Астрахани, оказавшихся в разное время в зоне действия вражеской авиации.
После окончания гражданской войны и иностранной военной интервенции руководство страны принимало необходимые меры к укреплению обороноспособности страны, так как опасность вооружённого нападения на страну сохранялась.
Во всех ведущих странах шло активное наращивание и совершенствование военной авиации, росла её ударная мощь. Некоторые военные специалисты с цинизмом заявляли о применении в будущей войне бактериологического и химического оружия, о нанесении внезапных бомбардировочных ударов по наиболее важным административно-политическим и экономическим центрам, военным объектам, районам отмобилизования войск. В соответствии с теорией «воздушной войны» итальянского генерала Дж. Дуэ считалось, что «грядущая война будет вестись в основном против безоружного населения городов и против промышленных центров».
Это диктовало необходимость совершенствования и развития противовоздушной обороны страны, принятия действенных мер защиты населения от воздушного нападения противника. До 1932 года все мероприятия ПВО по защите тыла страны от ударов авиации подразделялись на активную и пассивную противовоздушную оборону. Активная ПВО осуществлялась силами и средствами Наркомата по военным и морским делам СССР, а пассивная – силами и средствами гражданских организаций, предприятий и самого населения. Только с конца 1932 года наименование «пассивная ПВО» было заменено наименованием «местная ПВО».
Руководство страны, начиная со второй половины двадцатых годов прошлого века, приняло ряд постановлений, направленных на создание и укрепление противовоздушной обороны страны. В ноябре 1925 года Совет Народных Комиссаров СССР (СНК СССР) принял постановление «О мерах противовоздушной обороны при новых постройках в 500-километровой приграничной полосе». В пределах этой зоны, обусловленной радиусом действия авиации противника того времени, организациям и учреждениям предписывалось осуществлять при новом строительстве различные инженерно-технические мероприятия по противовоздушной и противохимической защите. Действие этого постановления распространялось также на города Москву, Тулу, Харьков и Курск.
Одновременно были приняты меры по обеспечению нормальной работы железнодорожного транспорта в случае возникновения войны. С этой целью Совет труда и обороны СССР (СТО СССР) 26 августа 1926 года организовал Службу воздушно-химической обороны Наркомата путей сообщения СССР. В соответствии с этим постановлением на железнодорожных станциях предусматривалось строительство специальных убежищ, создание специальных формирований – команд, отрядов ПВО, обучение обслуживающего персонала способам противовоздушной и противохимической защиты.
Следующим важным шагом на пути дальнейшего укрепления ПВО Советского государства явилось решение СТО СССР «Об организации воздушно-химической обороны страны». Оно было принято 14 мая 1927 года и преследовало цель усилить защиту стратегически важных районов, аэродромов, сооружений железнодорожного и водного транспорта, средств связи, заводов, фабрик, складов и крупных населённых пунктов при возможных ударах противника с воздуха. Вся территория Союза ССР разделялась на две части: пограничную угрожаемую полосу, где мероприятия пассивной ПВО проводились в полном объёме, и тыл страны, где проводилась лишь организационнаяРАБОТА в этой области, и обучалось население. Впервые крупные города были определены как пункты ПВО. Они делились на районы, участки и объекты. В свою очередь, объекты ПВО делились в зависимости от их политической, экономической и военной значимости на две категории: первую и вторую.
Организация воздушно-химической обороны, руководство ею на территории приграничной полосы осуществлялось командованием военного округа.
Начиная с 1928 года развитие воздушно-химической обороны страны стало носить более целеустремлённый характер. 11 июня этого года СТО СССР принял новое постановление «О противовоздушной обороне важнейших пунктов, расположенных в угрожаемой по воздушным нападениям полосе СССР», которым предусматривалось выделение и приведение в оборонительное состояние от воздушного нападения многих городов-пунктов ПВО страны. Особое внимание обращалось на защиту важнейших административно-политических и промышленных центров ¾ Москвы, Ленинграда, Минска, Киева, Харькова, Баку.
Решения правительства по вопросам противовоздушной обороны нашли полное отражение в первом Положении о противовоздушной обороне Союза ССР, введённом в действие приказом Наркома по военным и морским делам СССР в 1928 году. В этом Положении мероприятия МПВО ещё не были выделены в качестве самостоятельной системы.
В 1929 году в крупных городах страны были созданы первые штабы ПВО районов по пассивной обороне.
Параллельно с государственными мерами развивалась и общественная деятельность в области воздушно-химической обороны СССР. 19 мая 1924 года было образовано Добровольное Общество друзей химической обороны и химической промышленности (Доброхим). Оно проводило пропаганду химических знаний, знакомило население с химическим оружием и средствами защиты от него.
Деятельность Доброхима в ещё больших масштабах продолжило оборонное общество Авиахим, а с 23 января 1927 года Осоавиахим – Союз Обществ друзей обороны и авиационно-химического строительства СССР.
К середине 20-х годов прошлого столетия значительно усилил санитарно-оборонную работу и массовую санитарную подготовку советских граждан Союз обществ Красного Креста и Красного Полумесяца СССР (СОКК и КП СССР). Для обучения населения были созданы кружки первой помощи, формировались санитарные дружины. Широко развернулась подготовка медицинских сестёр.
Одной из форм массовой подготовки населения к противовоздушной и противохимической обороне явились «недели обороны», которые начали регулярно проводиться с 1927 года. В дальнейшем вошло в практику проведение «декад обороны» и «месячников обороны».
Следует отметить, что в конце 20-х годов прошлого века в стране возникла такая форма массовой подготовки населения к противовоздушной и противохимической обороне, как общегородские учения, проводимые совместно с воинскими подразделениями и общественными организациями. В ходе учений на практике проверялись полученные знания и навыки в области противовоздушной обороны. Первые массовые учения прошли в Одессе в 1927 году, а в мае 1928 года – в Ростове-на-Дону.
В результате проведённой работы к началу тридцатых годов прошлого столетия в развитии пассивной обороны в стране были достигнуты серьёзные успехи. К 1932 году насчитывалось более 3 тысяч формирований различного назначения, занимающихся защитой населения. Население получило более 3,5 миллионов противогазов, в жилых кварталах и на промышленных предприятиях было построено несколько тысяч бомбо- и газоубежищ, разработаны мероприятия по светомаскировке, налажены связь и оповещение. Более 2,5 миллионов рабочих и служащих прошли обучение мерам противовоздушной и противохимической защиты. В стране действовали тысячи кружков по воздушно-химической обороне.
В эти годы в основном были созданы необходимые условия для перехода к новому этапу строительства местной системы противовоздушной обороны, её законодательному оформлению в самостоятельную государственную систему по защите населения страны от возможных авиационных ударов. Необходимость создания такой системы особенно остро ощущалась в условиях нарастающей угрозы военного нападения на СССР. Важным шагом в этом направлении было создание в 1932 году городских частей ПВО. 11 апреля 1932 года Народным комиссаром по военным и морским делам и Председателем Реввоенсовета СССР было утверждено «Положение о местных частях противовоздушной обороны». В нём указывалось, что местные части ПВО создаются для инженерно-химического оборудования пунктов ПВО и ликвидации последствий нападения с воздуха. По своему предназначению они подразделялись на части внутреннего наблюдения и авиационной разведки (BHAP), связи, дегазации, медико-санитарные, противопожарные, инженерные и автотранспортные. Организационно состояли они из рот, батальонов, полков и бригад. Это было зарождением будущих воинских частей МПВО и войск гражданской обороны. Следующим этапом в развитии организационных форм МПВО явилось постановление Реввоенсовета СССР № 033, которым 10 мая 1932 года 6-е управление штаба РККА было преобразовано в Управление ПВО РККА с непосредственным подчинением его Реввоенсовету СССР. На управление ПВО РККА было возложено практическое руководство службой ПВО всей территории страны, а также объединение деятельности всех гражданских ведомств, учреждений и общественных организаций в этой области. Проводились и другие важные мероприятия по укреплению ПВО страны.
Наконец, 4-го октября 1932 года постановлением Совета Народных Комиссаров СССР было утверждено «Положение о противовоздушной обороне территории СССР».
Этим актом было положено начало создания местной противовоздушной обороны СССР (МПВО СССР), предназначенной для защиты населения страны от воздушного нападения противника. В связи с этим 4 октября 1932 года принято считать днём рождения местной противовоздушной обороны – основы будущей системы Гражданской обороны СССР.
Основными задачами МПВО являлись: предупреждение населения об угрозе нападения с воздуха и оповещение о миновании угрозы; осуществление маскировки населённых пунктов и объектов народного хозяйства от нападения с воздуха (особенно светомаскировки); ликвидация последствий нападения с воздуха, в том числе и с применением отравляющих веществ; подготовка бомбоубежищ и газоубежищ для населения; организация первой медицинской и врачебной помощи пострадавшим в результате нападения с воздуха; оказание ветеринарной помощи пострадавшим животным; поддержание общественного порядка и обеспечение соблюдения режима, установленного органами власти и МПВО в угрожаемых районах. Выполнение всех этих задач предусматривалось силами и средствами местных органов власти и объектов народного хозяйства. Этим определялось и название данной системы противовоздушной обороны.
Штабы, службы и формирования МПВО создавались лишь в тех городах и на тех промышленных объектах, которые могли оказаться в радиусе действия авиации противника. В таких городах и на таких объектах мероприятия по противовоздушной обороне и противохимической защите проводились в полном объёме.
Организационная структура МПВО определялась её задачами. Поскольку она являлась составной частью всей системы противовоздушной обороны страны, общее руководство МПВО в стране осуществлялось Наркоматом по военным и морским делам (с 1934 года – Наркомат обороны СССР), а в границах военных округов – их командованием.
Для решения задач МПВО организовались соответствующие силы – воинские части МПВО, которые подчинялись командованию военных округов. И добровольные формирования МПВО: в городских районах – участковые команды, на предприятиях – объектовые команды, при домоуправлениях – группы самозащиты. Формирования МПВО создавались из расчёта: 15 человек от 100 – 300 рабочих и служащих – на предприятиях и в учреждениях и от 200 – 500 человек жителей – при домоуправлениях. Участковые команды состояли из различных специальных формирований, а группы самозащиты, как правило, – из шести подразделений: медицинского, аварийно-восстановительного, противопожарной защиты, охраны порядка и наблюдения, дегазационного и обслуживания убежищ. Участковые команды и группы самозащиты подчинялись начальнику отделения милиции.
Подготовка кадров для МПВО осуществлялась на специальных курсах МПВО, а обучение населения – через учебную сеть общественных оборонных организаций.
В связи с местным характером деятельности органов управления и сил МПВО и необходимостью сосредоточить усилия Наркомата обороны СССР на подготовке Вооружённых Сил к войне, которая приближалась к границам СССР, постановлением СНК СССР от 7 октября 1940 года, руководство МПВО было передано Наркомату внутренних дел СССР, в составе которого было создано Главное управление МПВО.
Таким образом, в предвоенные годы в основном сложилась система мероприятий, осуществляемых в целях защиты населения, объектов народного хозяйства и территорий страны от вооружённого нападения противника, ликвидации последствий его ударов, а также создания наиболее, благоприятных условий для работы промышленных предприятий, транспорта, коммунального хозяйства в военное время.