Как сделать путешествие безопасным
Большая часть территории Ямало-Ненецкого автономного округа расположена в сложнейших транспортных условиях, где нет практически никакой инфраструктуры. Между некоторыми населёнными пунктами не существует качественных дорог, а лишь одни направления. Весной до отдалённых ямальских поселений можно долететь только воздушным авиатранспортом, что является достаточно дорогим удовольствием. Летом, как правило, северяне используют маломерные суда и добираются до своих жилищ на лодках и катерах. С наступлением холодов на Ямале начинают функционировать специально подготовленные автомобильные дороги, в простонародье именуемые автозимниками. Такие зимние дороги считаются дорогами жизни, Автозимник – это автомобильная дорога, которая эксплуатируется только в зимний период. Для устройства зимника снег расчищают тракторами, на реках и озёрах намораживают ледовые переправы., но, к сожалению, на этих самых зимниках могут возникнуть различные неприятные ситуации, причиной которых зачастую является вся та же человеческая беспечность.
Как утверждает начальник отдела безопасности на водных объектах Главного управления МЧС России по Ямало-Ненецкому автономному округу Александр Макаров, погода на Ямале обманчива. Процессы ледообразования проходят неравномерно. Толщина льда не везде одинакова, возникают сезонные риски, связанные с провалом автотехники и людей под лед. «Прежде всего, в группе риска находятся дети, любители зимней рыбалки, нерадивые водители, игнорирующие предупреждения, сокращающие путь по водоёмам, вообщем все те граждане, которые пренебрегая правилами безопасности, подвергают опасности свои жизни», - объясняет Александр Юрьевич.
В целях недопущения провалов автотехники под лед и гибели людей на водоемах округа инспекторский состав ГИМС проводит регулярные рейды и патрулирования, ведёт профилактическую работу среди населения по недопущению несанкционированных выездов на лед, сопряженных с риском для жизни. Инспекторы осуществляют замеры толщины льда, инициируют заседания комиссий по чрезвычайным ситуациям по вопросам обеспечения безопасности на водных объектах, тесно взаимодействуют с органами местного самоуправления, ГИБДД, транспортной полицией, административными комиссиями муниципальных районов и другими организациями, обеспечивающими контроль на водных объектах автономного округа. В настоящее время на территории автономного округа действует 80 ледовых переправ общей протяженностью 107 километров и 23 автозимника, протяженность которых составляет 5 352 километра.
Впервые для гостей и жителей Ямала начала работать Единая картографическая система. Новая интерактивная карта создана с целью информирования о работе зимних автомобильных дорог. Информационный состав системы включает в себя базовую картографическую основу, адресные схемы населённых пунктов округа, материалы космической съёмки территорий, разнообразные тематические данные. Также в этой системе имеются карты единых дежурно-диспетчерских служб городов региона, карты муниципалитетов, мониторинг объектов культуры. Дирекция дорожного хозяйства Ямало-Ненецкого автономного округа оперативно обновляет информацию о работе зимников, которая будет доступна постоянно. На портале всегда можно узнать о закрытом или открытом режиме работы зимников, максимальной массе автотранспорта, разрешённой для проезда. Также для каждого зимника указаны телефоны контрольно-пропускных пунктов и доступен прогноз погоды. Любой желающий может зайти на официальный сайт Единой картографической системы ЯНАО (карты.янао.рф). В разделе «Транспорт» всегда можно посмотреть Интерактивную карту зимних автодорог. (Электронная ссылка http://karta.yanao.ru/eks/zimnik)
Казалось бы, про опасности на зимниках мы все знаем, слышим по несколько раз в день. Из средств массовой информации мы узнаём о тех, кто попал в беду на дороге. Любой бывалый дальнобойщик, перевозящий ценные грузы по зимним автодорогам Ямала согласится с тем, что откопать машину после пурги и доехать после этого до пункта назначения - это своего рода подвиг. Нынешняя зима на крайнем севере, как и на всей территории Российской Федерации, выдалась достаточно холодной. По данным начальника государственного казенного учреждения «Управление аварийно-спасательной службы ЯНАО» Николая Потёмкина с начала января 2017 года работниками Ямалспаса было спасено 120 человек. К поисковым работам привлекали более четырехсот человек, более ста единиц транспорта, пять вертолетов и четырнадцать снегоходов. Примерно половине пострадавших была оказана помощь спасателей в лесотундровой зоне. В основном это водители автотранспортных средств и снегоходной техники, рыбаки. Было проведено около 100 выходов на аварийно-спасательные работы, 50% которых связаны с поиском и спасением граждан.
«В большинстве случаев причиной вызова спасателей становится пренебрежение жителей региона к собственной безопасности и жизни, неоправданные риски, необдуманные поступки граждан, безусловно, приводят к чрезвычайным происшествиям в природной среде», - констатирует Николай Пантелеевич.
Как следует подготовиться к экстремальной поездке по зимнику и что делать, оказавшись на дороге в сложной ситуации? Спасатель I класса ГКУ «Ямалспас» Александр Никитин, имеющий огромный опыт в спасательных операциях рассказывает о самых важных советах, необходимых любому автолюбителю прежде, чем выехать на автозимник.
«Чтобы не попасть в беду на зимней дороге перед выездом в первую очередь необходимо узнать прогноз погоды не на один день выезда, а на дня три - четыре вперед и не выезжать, ни в коем случае при неблагоприятных погодных условиях. Также необходимо проверить транспортное средство, устранить все даже незначительные поломки автомобиля, обязательно предупредить своих знакомых и родственников в какой населенный пункт предстоит поездка, и ориентировочное время прибытия в пункт назначения и не забыть сказать каким маршрутом будет двигаться. Часто люди выезжают на автозимник в лёгкой одежде тем самым, подвергая себя опасности, ведь если автомобиль заглохнет вероятность замерзнуть очень велика, в связи с этим, отправляясь в путь необходимо тепло одеться или, взять с собой тёплую одежду. Перед отправлением нужно полностью зарядить свой телефон и, если есть портативное зарядное устройство тоже взять с собой, идеальный вариант, конечно же, взять спутниковый телефон. Не лишним будет термос с такими горячими напитками как чай или кофе. Обязательно взять спички или зажигалку и сухое горючее даже если спички и не пригодятся, то места много они в машине не займут. В машине обязательно должна быть лопата, запас бензина и трос, причем трос должен быть достаточно крепкий, чтобы в случае если вы застряли, вас могли вытащить из снежного заноса. Если всё-таки человек попал беду на автозимнике, в первую очередь ни в коем случае не паниковать, нужно сразу позвонить в спасательную службы по телефону 101 и сообщить, что у вас случилось, и где вы находитесь. Помимо службы спасения оповестить родственников и знакомых и также сообщить им, что у вас произошло. Попытаться как можно точнее указать ваше местоположение и ждать помощи. Если автомобиль застрял, наденьте тёплую одежду, попробуйте откопать ваше транспортное средство, и выехать из снежного заноса самостоятельно. Если автомобиль сломался, то необходимо находиться в машине и как можно меньше открывайте двери, чтобы не выходил теплый воздух, ни в коем случае нельзя далеко отходить от вашего транспортного средства иначе вас сложнее будет найти. Насколько серьёзнее граждане будут относиться к своей безопасности, тем меньше будут попадать в чрезвычайные ситуации, - утверждает профессионал спасательного дела Александр Анатольевич.
Зимники являются сезонными дорогами, а значит, объектами повышенной опасности. И правила движения по ним обязательно должны соблюдаться. Впереди нас ожидают последние месяцы, которые зачастую сопровождаются метелями, морозами, заносами на дорогах, поэтому возникновение чрезвычайных ситуаций на зимних автодорогах также вероятно. После пурги снегоуборочная техника как можно быстрее начинает расчистку зимних автодорог, потому что зимники это единственная возможность доставить груз до дальних сёл на крайнем севере. Как бы тщательно ни следили за состоянием зимника дорожные службы, после любого каприза природы — снегопада, метели или резкого перепада температур — хорошо утрамбованная дорога превращается в бездорожье. Ведь снег — это самое непредсказуемое дорожное покрытие из всех существующих. Наибольшую опасность, по мнению опытных водителей, представляют на зимнике сильные ветра. Они образуют гигантские сугробы, снижают видимость, а в случае остановки могут просто замести автомобиль. Поэтому легкомысленное отношение к официальным предупреждениям о закрытии проезда по зимней трассе в период сильных снегопадов и метелей чревато серьезными неприятностями. Спасатели и работники дорожных кампаний, занимающиеся благоустройством зимних автомобильных дорог, постоянно напоминают гостям и жителям Ямало-Ненецкого автономного округа о персональной ответственности. Необходимо понимать, что безопасность на снежной трассе зависит не только от погоды и работы ответственных служб, но, в первую очередь, от самих водителей. Берегите себя и жизнь своих близких!
Ольга Россолова
Пресс-служба Главного управления
МЧС России по Ямало-Ненецкому автономному округу
Фото Александра Верховодова
Фото из архива ГКУ «Ямалспас»