30 вопросов спасателю: Вячеслав Бакалярик рассказал все о работе беспилотных летательных аппаратов

К 30-летию МЧС России Главное управление МЧС России по ЯНАО запускает цикл материалов «30 вопросов спасателю». Одним из первых собеседников стал Вячеслав Бакалярик, инженер группы робототехнических средств и беспилотных летательных аппаратов Специализированной пожарно-спасательной части (г.Ноябрьск).

Здравствуйте, Вячеслав Николаевич, Вы инженер группы робототехнических средств и беспилотных летательных аппаратов, расскажите о своей специальности?

Эта специальность появилась в МЧС относительно недавно. С учетом развития современных технологий и расширения возможностей их использования, возникла необходимость в квалифицированных специалистах по применению роботизированных систем и, в первую очередь, беспилотных авиационных систем в интересах МЧС России. Эта специальность как раз и направлена на организацию и обеспечение применения таких технологий для выполнения основных и специальных задач по предназначению, в том числе в зонах чрезвычайных ситуаций.

Вы работаете с беспилотными летательными аппаратами, расскажите подробнее о них?

Беспилотный летательный аппарат (БЛА) - это воздушное судно, которое управляется в полете автоматически по заданной программе оператором или дистанционно внешним пилотом, а в комплексе с системой запуска, наземной станцией управления и слежения это уже называется беспилотная авиационная система (БАС). Существует большое разнообразие беспилотных воздушных судов (БВС), по конструкции и способу полета они бывают самолетного, вертолетного или комбинированного типа. Вертолетные имеют разновидности в зависимости от количества несущих винтов, если их четыре, то это квадрокоптер. Также беспилотники подразделяются по типу двигателя, дальности применения и взлетной массе. На них может устанавливаться различное оборудование, так называемая целевая нагрузка: фото-видеоаппаратура, GPS-модули, тепловизоры, приборы ночного виденья, приборы радиационного и химического анализа, речевые и радио ретрансляторы и т.д. В зависимости от этих характеристик определяются возможности применения беспилотных воздушных судов для выполнения различных авиационных задач.

Для каких целей используют беспилотные авиационные системы в МЧС и какие у них возможности?

В основном цели применения разведывательные. При помощи этих систем можно осуществлять разведку местности и дистанционный мониторинг различных объектов при ЧС локального характера, например: крупные техногенные пожары, аварии нефтехимических объектов и объектов ЖКХ, катастрофы авиационного и железнодорожного транспорта. Также есть возможность обследовать разрушенные здания при проведении аварийно-спасательных работ, производить поиск людей в лесах, горах и на водных объектах. При более масштабных катастрофах беспилотные авиационные системы используются для обнаружения ледовых заторов, опасных зон разлива рек в весенне-летний паводковый период, для мониторинга лесных массивов и обнаружение лесных пожаров. Полученная в ходе полета информация может способствовать оперативному реагированию, помогает оценить степень и масштабы ЧС, определить направление проведения аварийно-спасательных, поисковых или эвакуационных работ, координировать наземные силы и средства. Из снимков с беспилотника при помощи специальных компьютерных программ можно получить 3D модель местности и объёмную карту, необходимую для прогнозирования динамики развития ситуации, а также смоделировать поведение ЧС. Бывают и специальные задачи. Используя дополнительное оборудование, возможно обеспечение связи и ретрансляция радиосигналов, оповещение населения об угрозе возникновения ЧС, проведение замеров в районе химических и радиационных аварий. Также при помощи коптеров можно доставить в назначенное место малогабаритный груз: индивидуальное средство спасения, медицинскую аптечку или средство связи.

Как давно Вы работаете в этом направлении?

С 2015 года, когда в Ноябрьске на базе специализированной пожарно-спасательной части федеральной противопожарной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу была создана наша группа робототехнических средств и беспилотных летательных аппаратов. Это направление только зарождалось в пожарно-спасательной структуре на Ямале.

Расскажите, как все начиналось?

Многое приходилось организовывать практически с нуля. Помог уже имеющийся опыт коллег из других регионов. На базе Центра управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Ямало-Ненецкому автономному (ЦУКС) был создан нештатный Центр по применению беспилотных летательных аппаратов, который координировал работу нашей группы. Была составлена учебно-материальная и документальная база, изучены нормативные документы, регламентирующие использование воздушного пространства, организацию и применение беспилотных воздушных судов, освоили поступающую в подразделение авиационную технику и способы ее применения. Для доставки группы с БВС к месту ЧС на базе аварийно-спасательной машины повышенной проходимости (ГАЗ 25057), был оборудован подвижной пункт управления БЛА, оснащенный, необходимым оборудованием и снаряжением для автономной работы.

Первое время комплексы применяли только в учебных целях. На регулярных тренировках и учениях, моделируя различные возможные ситуации и задачи, отрабатывали навыки управления коптером, при непосредственном взаимодействии с ЦУКС. Также отрабатывалось взаимодействие с органами Единой системы организации воздушного движения (ЕС ОрВД) и органами обеспечения воздушного движения (ОВД) при организации и выполнении полетов.

Сотрудники вашей группы проходили какое-то специальное обучение?

На базе ВУЗа МЧС России мы прошли профессиональную переподготовку по программе дополнительного профессионального образования «Подготовка и применение беспилотных авиационных систем». Также прошли специальное обучение по эксплуатации беспилотных авиационных систем, используемых в нашей части.

Как часто проходит обучение и повышение квалификации у пилотов?

В целях повышения уровня профессионального мастерства, совершенствования знаний, навыков и умений в выполнении задач по предназначению, мы проходим круглогодичное еженедельное обучение внутри подразделения по программе профессиональной подготовки специалистов беспилотной авиации МЧС России.

Какими знаниями должен обладать специалист вашего направления?

Специалист подразделения беспилотной авиации должен обладать знаниями основ аэродинамики, конструкции и управления БВС, разбираться в авиационной картографии, метеорологии, аэронавигации, инженерно-авиационном обеспечении эксплуатации беспилотных авиационных систем. Необходимо также знать воздушное законодательство по организации воздушного движения, использованию воздушного пространства и правила производства полетов государственной авиации.

То есть вас готовят как специалистов государственной авиации?

Все верно. Большая часть в нашей подготовке имеет авиационную составляющую. Согласно Воздушному кодексу РФ, беспилотные воздушные суда, используемые для решения возложенных на МЧС России задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах и пожарной безопасности, относятся к воздушным судам государственной авиации специального назначения. Мы, как специалисты подразделений беспилотной авиации, также относимся к авиационному персоналу государственной авиации.

Когда беспилотники МЧС появились в Ноябрьске?

Первые две беспилотные авиационные системы на базе БЛА вертолетного типа «DJI Phantom 3» поступили в специализированную пожарно-спасательную часть (СПСЧ) в начале 2016 года. Это были квадрокоптеры, оборудованные фото-видеокамерой, способные летать в радиусе до 2-х километров на высоте до 500 метров.

Сколько их сейчас? Какие у них технические характеристики?

Сейчас у нас их четыре. На смену первым в 2019 году в СПСЧ поступили более современные три квадрокоптера «DJI Phantom 4 Pro+» с увеличенной дальностью передачи сигнала до 3,5 километров и временем полета до 30 минут, способные развить скорость 20 метров в секунду - это 72 километра в час. Также на оснащении группы есть «DJI Inspire 1», оборудованный тепловизором.

А на какой высоте они могут работать?

Программным обеспечением установлено ограничение в 500 метров относительно точки взлета. На самом деле в полете на высоте выше полукилометра нет необходимости, в основном наша рабочая высота на которой мы выполняем задачи от 50 до 200 метров.

Как часто БВС используются в вашем подразделении?

В основном это регулярные учебно-тренировочные полеты, с отработкой упражнений по плану летной подготовки внешних пилотов, которые проходят не менее одного раза в неделю. Также задействуем их на командно-штабных и пожарно-тактических учениях.

Приходилось ли использовать их на реальных задачах?

В июле 2016 года прошло наше, так называемое, боевое крещение. Из-за лесных пожаров в округе был введен режим ЧС, и беспилотники привлекли для мониторинга лесопожарной обстановки в непосредственной близости от Тарко-Сале, где бушевали пожары. В июле 2017 года проводили разведку лесного пожара в районе дачного поселка «Мечта». В настоящее время наши коптеры привлекаются к воздушному наблюдению надводной обстановки при проведении патрулирования водных объектов сотрудниками ГИМС и мониторингу пожароопасной обстановки при рейдах ОНД и ПР по МО г. Ноябрьск, проводимымых в садовом некоммерческом товариществе «Мечта», в период особого противопожарного режима.

Возникают ли какие-то сложности при полетах?

 Если при планировании тренировочных полетов, мы можем учесть погодные условия или перенести отработку навыков в закрытый манеж, то при реальной чрезвычайной ситуации может возникнуть необходимость проведения работ в более сложных условиях. Так, например, при работе по мониторингу лесных пожаров сложности в основном возникают из-за ветра, при резкой смене силы ветра и направления. При сильном ветре необходимо учитывать поправки на возможность возврата беспилотного воздушного судна в точку взлета, а при отсутствии ветра - штиле, все небо, как правило, застилает плотным дымом, что резко ухудшает видимость. Также из-за особенностей рельефа местности, плотности застройки и радиопомех может ухудшаться качество радиосигнала из-за этого приходится корректировать маршрут и высоту полета.

Скажите, применение БВС в округе круглогодичное или есть ограничения в температурном или географическом плане?

К сожалению, технические характеристики наших БВС не позволяют использовать технику при температуре ниже минус 15 градусов, поэтому в наших северных условиях часть времени мы проводим тренировочные полеты в спортивном манеже, в закрытом помещении. При сильном снегопаде, дожде и ветре более 10 м/с использование наших коптеров тоже невозможно.

Сложно управлять БВС?

На первый взгляд это кажется просто, но на деле, чтобы управлять беспилотным воздушным судном, нужна соответствующая подготовка и навык.

Какое самое важное качество внешнего пилота?

Важно не допустить ошибочных действий пилота, которые могут привести к авиационному происшествию и потери дорогостоящей техники. В полете из-за радиопомех и опасных явлений погоды могут произойти различные нештатные ситуации, при которых необходимо быстрое и правильное принятие решений и действий.

Пилоты самолетов и вертолетов, как правило, работают в паре – есть командир воздушного судна и есть второй пилот, а сколько человек в экипаже беспилотного воздушного судна?

Количество личного состава расчёта беспилотной авиационной системы определяется руководством по ее эксплуатации и зависит от типа беспилотного воздушного судна и установленной на ней целевой нагрузки. Для наших беспилотных авиационных систем достаточно двух человек. В то время как внешний пилот следит за данными на дисплее, наблюдатель оценивает ситуацию в воздухе – нет ли преград в виде деревьев, проводов или птиц, а также обеспечивает связь и оцепление пуско-посадочной площадки.

Как происходит подготовка к полетам?

Это происходит в несколько этапов. После постановки задач на полеты расчет беспилотной авиационной системы проходит предварительную подготовку к полету. Изучается по карте район полетов, в том числе характер местности, местонахождения искусственных и естественных препятствий. Отрабатывается схема выполнения полетного задания, высота и маршрут, подбор площадок для взлета и посадки. Согласовывается порядок использования воздушного пространства с органами ЕС ОрВД. Изучаются правила полетов и аэронавигационная обстановка в районе планируемых полетов, в том числе местонахождения аэродромов и наличия воздушных трасс, прогнозируемая метеорологическая обстановка. Уточняется особенность эксплуатации БАС в конкретных условиях, определяется порядок взаимодействия с подразделениями МЧС или другими структурами, участвующими в выполнении работ. Отрабатываются возможные ошибки и действия расчета по их предупреждению и устранению, а также действия при отказах авиационной техники и меры безопасности. На предварительном этапе готовится к полетам и сама авиационная техника. При необходимости обновляется ее программное обеспечение, заряжаются аккумуляторы, готовится необходимая целевая нагрузка. Следующий этап - это предполетная подготовка, на которой экипаж беспилотного воздушного судна непосредственно перед полетами проходит медицинский контроль и получает указания с учетом конкретно складывающейся на это время метеорологической, орнитологической, воздушной и наземной обстановок.

Какие существуют правила и ограничения для полетов беспилотных воздушных судов?

Их достаточно много. Например, в целях обеспечения безопасного использования воздушного пространства мы за три дня до выполнения плановых полетов подаем заявку в орган Единой системы организации воздушного движения с целью закрытия района наших полетов для других участников воздушного движения. Затем, за сутки до полета, направляем план нашего полета в этом районе для сопровождения его органом обеспечения воздушного движения. С момента взлета и до посадки организуется связь с руководителем полетов местного аэродрома. Существуют районы и зоны, в которых использование беспилотных воздушных судов ограничено или запрещено, к примеру, зоны аэродромов. Также для выполнения полетов над населенным пунктом требуется разрешение органов местного самоуправления.

А если необходимо срочно задействовать беспилотник МЧС?

В случае необходимости применения беспилотных воздушных судов МЧС России при возникновении чрезвычайной ситуации, в указанном районе, по нашему уведомлению и направлению плана полета БВС, органами ЕС ОрВД вводятся кратковременные ограничения в воздушном пространстве не позднее 3-х часов.

Вячеслав Николаевич, вы входите в состав аэромобильной группировки. Это означает, что Вы можете быть привлечены для выполнения задач в любую точку Ямала?

Не только Ямала, но и в любую точку России. Однако, сотрудники группы робототехнических средств и беспилотных летательных аппаратов также могут быть направлены в составе оперативной или рабочей группы для выполнения определенных задач в зоне ЧС. Так, в 2016 году я был направлен в Тарко-Сале для мониторинга ситуации по лесным пожарам. АМГ при этом не привлекалась.

Какие данные можно получить с ваших беспилотников?

Наши беспилотники оснащены фото-видеокамерой и системой спутникового позиционирования. Это дает возможность передавать видеоинформацию и телеметрию на пульт внешнего пилота в режиме реального времени, а также производить фото- и видеозапись. С помощью тепловизора можно отслеживать теплоконтрастные цели. Полученная информация передается в ЦУКС или оперативный штаб для координации совместных действий и принятия решения по ликвидации ЧС.

Насколько оперативно передается полученная информация?

Внешний пилот и те, кто находятся в подвижном пункте управления, получают информацию с БВС в режиме реального времени по радиосигналу на монитор пульта управления, а оперативность передачи фотовидеоинформации в ЦУКС зависит от ее объема, наличия сотовой связи и качества интернета. При благоприятных условиях это может занять от 5-ти до 30-ти минут после приземления БВС.

Можно ли сказать, что дроны облегчают службу спасателей?

При грамотном применении, безусловно, да! Сокращается не только время на изучение обстановки в зоне ЧС, но и меньше людей и техники задействуется для выполнения задач.

Со временем, как считаете, возможен ли такой вариант: робототехника заменит спасателей?

В настоящий момент беспилотная авиация действительно способна на многое. Однако, в нашей работе дроны, вряд ли, заменят человека.

Как необходимо обслуживать данную технику и насколько она «капризна» в эксплуатации?

Если ты обладаешь знаниями по использованию БВС, то достаточно вовремя проводить регламентные работы, заряжать аккумуляторные батареи и обновлять программное обеспечение. При правильном использовании и периодическом обслуживании проблем практически не возникает. Однако, если эксплуатировать небрежно, то можно легко вывести эту дорогостоящую технику из строя.

Если ли какие-то данные по учету полетов?

Конечно. Обязательно ведется учет налета у каждого беспилотного воздушного судна и летного времени каждого внешнего пилота. С 2016 года по сегодняшний день нашей группой совершено 564 полета БВС с общим летным временем 144 часа, из них 66 вылетов на выполнение задач по предназначению с налетом более 18 часов.

Скажите, есть ли БЛА, управлять которым Вам бы хотелось?

Сложно сказать. Возможно, не отказался бы «полетать» на «ОРЛАНе», его технические характеристики позволяют подниматься на высоту до 5 км, практическая дальность полета составляет 600 км. Такую технику можно использовать и в жару, и в холод. Сейчас этот беспилотник есть у наших Салехардских спасателей.

Вячеслав Николаевич, благодарю за интересную беседу и желаю безаварийных полетов!

И Вам спасибо.