25 часов боевого дежурства: мифы и быль огненного братства
Сколько риска и мужества, сострадания и опасности в профессии пожарного, столько и мифов вокруг нее. Давайте попробуем их развеять, а возможно и подтвердить. Для этого заступим на боевое дежурство. Вам интересно, что делают огнеборцы, когда не тушат пожар и не спасают жизни? Ведь ликвидация огня — не единственное, чем занимаются эти смелые ребята.
Утро. Еще и восьми нет, а в пожарной части Салехарда уже небывалое оживление. На посту дневальный. Рядом с ним – зам начальника части. Он-то нам и нужен. Чтобы подтвердить или опровергнуть мнение людей о пожарных – решаюсь заступить на сутки вместе с караулом. Оделась поудобней – и на дежурство.
Оказывается, в частях по всей стране постоянно дежурят четыре караула. Это потому, что пожарные работают сутки через трое. Сегодня заступает четвертая смена. Самому молодому пожарному всего 24 года, старшему – 58. Здесь все как на подбор в хорошей физической форме. И первый миф: “в пожарную охрану берут всех подряд!”. Кто как не кадры смогут его подтвердить или развеять?
“В противопожарную службу МЧС России набираются в возрасте от 18-ти до 35-ти лет, имеющие как минимум полное среднее образование. У кандидата должно быть отменное здоровье, не только. Просле прохождения военно-врачебной комиссии, еще есть ряд проверок, лишь после которых станет ясно – подходит человек для службы или нет”, - объясняет Светлана Михайлицкая, инспектор отделения кадровой и воспитательной работы ФКУ “1ПЧ ФПС по ЯНАО”
Здоровье – отменное, телосложение – спортивное, психика – крепкая, а так же холодный разум и горячее сердце. А по другому никак. От действий пожарных и их умения владеть собой в экстремальной ситуации – зависит жизнь человека, порой и не одна.
Вернемся в часть. Развод окончен. Цель обозначена, задачи поставлены – самое время исполнять. Мой организм настоятельно требует утренний кофе. Начкар требует присутствия мое организма в учебном классе. На каждой смене огнеборцы изучают пожарное дело: техника, профилактика, медицина, охрана труда и так далее. Сегодня – зачет по пройденному материалу. Для меня – несколько инструкций и охрана труда.
Кто отстрелялся на зачете – милости просим в спортивный зал. Желание выпить кофе – плавно перетекает в мечту. А как же утверждение о том, что пожарные постоянно спят? Неужели очередной миф?
«Люди глубоко ошибаются. У нас есть распорядок дня. В течение суток личный состав живет по нему. Сюда входят и занятия спортом, учебная подготовка, отработка нормативов, тренировки. Отклониться от распорядка пожарные могут лишь в случае вызова», - развеивает очередной миф Богдан Шевцов, начальник 4 караула ФГКУ «1ПЧ ФПС по ЯНАО».
Сегодня караул сдает физподготовку. И не сдавших здесь быть не должно. А как иначе? Пока одни мчат на скорость в челночном беге, другие меня обучают азам узловязания. Как только у меня начинает получаться, поступает вызов: “Внимание! Поступил вызов: горит автомобиль…”
А я впала в ступор: головой соображаю, что нужно бежать, но сдвинуться с места удается с трудом. Принято решение – на место аварии отправляется первое отделение. Остальные – продолжают сдавать зачеты.
А еще говорят, что в пожарной охране каждый сам за себя. Хотя, может в экстремальной ситуации так и есть?
“Это все миф. По настоящему, каждый несет ответственность не только за себя, но и друг за друга. Если бы кждый был сам за себя, у нас не было никакой взаимовыручки”, - отмечает Тимур Рябиков, оперативный дежурный СПТ и ПАСР ФКУ “ЦУКС ГУ МЧС России по ЯНАО”
После спорта даже боевку можно не снимать – нет смысла. Все по красным коням и вперед на отработку документов предварительного планирования действий по тушению пожара и проведению аварийно-спасательных работ, без мигалок, но можно с песней! Такие объекты с массовым прибыванием людей и сложной планировкой, как эта школа, куда мы приехали – пожарными отрабатываются особенно тщательно. Сначала краткий экскурс об этом храме науке: сколько эвакуационных выходов, противопожарная защита, куда рядом встать на водную подпитку и так далее. Затем ориентирование на местности. Каждый закуток на пожаре может таить опасность.
И тут сработал закон подлости: поступил вызов, горит автомобиль. Ноги в руки и на выезд! И, кстати, самое время проверить еще одно утверждение: «Пожарные долго едут!». Стоит отметить сразу, сирена и маячки – не повод нарушать скоростной режим в городе. А это значит, то 12-ти тонная махина выжимает максимум 60, при этом периодически притормаживая. О причинах частых остановок рассказал водитель Максим Леонтьев: «Знаете, не каждый водитель обычного автомобиля нам уступает дорогу. Есть те, кто не слышит сирен, не видит сигнальных маячков. Есть и такие водители, которые запаниковали и остановились посередине дороги. Их приходится объезжать, а это драгоценные секунды».
Через 5 минут наше отделение прибыло на место вызова. Пока ехали – огонь удалось ликвидировать самостоятельно. Командир отделения удостоверился, что для бойцов здесь больше работы нет. Обратно в часть! Здесь нас уже ждут, не только коллеги, но и щетка с водой. Авто необходимо помыть, подготовить к следующему вызову.
Давайте заглянем в диспетчерскую? Вот он – оплот информации, царство телефонов и пункт приема решений о выезде. Правит в нем на этой смене диспетчер Светлана. Хрупкая девушка – связной среди мужского караульного братства. За сутки поступает больше ста звонков. Лишь десятая часть из них – сообщение о какой-либо ЧС. Бывают и просьбы «необычного характера».
«У нас буквально недавно был вызов необычный. Мужчина отмечал день рождения и решил пригласить пожарных и полицию. Позвонил, сказал что у него пожар. А когда наши ребята приехали, оказалось, что он пошутил. Теперь шутнику грозит штраф», - рассказывает диспетчер Светлана Вшивцева.
Сами того не подозревая – развеяли еще один миф «За ложный вызов пожарных – ничего не будет». Будет, еще как.
Так незаметно подошло время сна! Готова спать даже стоя. Лучше бы так и сделала. Но снова вызов. Петляем по заставленным машинами дворам: ни пройти, ни проехать! Наше отделение встает на подпитку. Резонный вопрос: зачем, ведь датчики в машине показывают, что воды «под завязку»? 12 тонн Н2О при подаче одного ствола на борьбу с огнем иссушится менее чем за 5 минут. Командир дает отмашку: «Возвращаемся в часть». Пожарные смущаются – случай ерундовый, подгорание пищи. Для тушил работы нет. Снимаемся с гидранта, упаковываем обратно рукава. Успеваем заехать в бокс. И снова звук сирены. В секунды часть пустеет. Это учения. По рации передают легенду: “В кабинете трудов возгорание.” Едем на место вызова. Взяла разветвление и рукав. Так и хочется обозвать… шлангом. Тащить на себе эти килограммы – не женское дело. Но раз назвался груздем… тащи и не ной.
На месте все организованно и слаженно. Пока одни подключают магистраль, тянут рукава, другие уже в разведке. Все справились. Разбор полетов и на базу. Теперь уснуть и до самого утра. Но не тут то было. Каждый должен отдневалить 2 часа на входе. За это время можно успеть и журнал посещений от корки до корки изучить, и думу подумать, и размяться.
А в 6 утра – подъем. За каждым бойцом – закреплен определенный фронт работы. Одни моют и сушат оборудование, другие драят машину. Мне достались веник и швабра. Ждем сменщиков. Еще несколько минут и смена закончится, прозвучит специальный сигнал. Однако, судьба злодейка – вносит свои коррективы. И снова голос диспетчера Светланы: “Внимание! Горит судно в речпорту”.
Спустя несколько минут мы на месте. Этот речной конь предстоящию навигацию явно пропустит. Внутри загорелась проводка. Не столько огня, сколько дыма. Множество люков. Добраться в каждый уголок необходимо. Пожарный одевает маску, идет внутрь, второй следом… Я снова на подхвате. Пустили внутрь лишь проинспектировать, все ли потушено. Так же доверили промывку рукавов.
Сегодня моя смена длилась 25 часов 30 минут. Могу с уверенностью сказать, что это были одни из самых тяжелых суток в моей жизни. Теперь мне понятно, почему пожарные седеют в 35 лет. Такого насмотришься… О своих ожогах и травмах парни рассказывают шутя. Вспоминают разные случаи из будней. Как выносили из пожара детей без единой царапины, а они потом в больнице умерли – отравление угарным газом. Страдают, что не спасли. Многие считают их героями, кто-то уверен что это обычная работа. Тут уж дело каждого.
Катерина Крышнёва
Пресс-служба Главного управления МЧС России по ЯНАО