Анализ чрезвычайных, аварийных и других ситуаций на территории Ямало-Ненецкого автономного округа в июле 2013 года.
С 01 по 17 июля 2013 года и за аналогичный период 2012 года (аналогичный период прошлого года) чрезвычайные ситуации на территории округа не регистрировались (см. диаграмму 1).
Диаграмма 1
Опасные и неблагоприятные метеорологические явления в июле 2013 года
За прошедший период с 01 по 17 июля 2013 года на территории автономного округа неблагоприятные погодные явления не регистрировались.
По данным Ямало-Ненецкого ЦГМС-филиала ФГБУ «Обь-Иртышское УГМС» с 01 по 17 июля 2013 года отмечались изменения температуры воздуха ночью (см. диаграмму 2) и днем (см. диаграмму 3):
Диаграмма 2
Диаграмма 3
Чрезвычайные ситуации на водных объектах за прошедший период с 01 по 17 июля 2013 года не регистрировались.
Уровень геомагнитной активности в июле не оказывал негативного влияния на обстановку. В течение месяца отмечались геомагнитные бури от слабой до умеренной. В этот период были возможны: сбои и отказы в работе наземной и авиационной техники, ложное срабатывание автоматики, нарушение связи и работы навигационных систем, наводки сильных токов, которые могли создать аварийные ситуации в протяженных линях электропередач. Ухудшение общего состояния здоровых людей и усиление патологии хронических больных, повышение вероятности принятия неверных решений, повышение вероятности возникновения ЧС, связанных с нарушениями в работе систем наземной и космической связи, увеличением числа ошибок в работе операторов дежурно-диспетчерских служб всех уровней и операторов, управляющих транспортными средствами, а также с ухудшением радиационной обстановки в верхних слоях атмосферы и околоземном пространстве (источник – усиление геомагнитной активности). 02, 03, и 09 июля наблюдалась спокойная геомагнитная обстановка.
С 01 по 17 июля 2013 года на территории округа зарегистрировано 25 очагов природных пожаров (АППГ – 176), на общей площади 308 га (АППГ – 13418,8 га) в Красноселькупском, Пуровском, Приуральском, Шурышкарском, Надымском, Тазовском районах. Угрозы населенным пунктам, нефте- и газопроводам, потенциально опасным и другим объектам экономики, а также перехода пожаров через границу Российской Федерации нет.
Техногенная обстановка
С 01 по 17 июля 2013 года в автономном округе зарегистрировано 27 техногенных пожаров, (АППГ – 27); погиб 1 человек (АППГ – 1); травмирован – 1 человек (АППГ – 5); спасено 0 человек (АППГ – 0); сумма спасенных материальных ценностей 2800 тысяч рублей (АППГ – 29740 тысяч рублей) (см. диаграмму 4, 5).
Диаграмма 4
Количество пожаров по округу
Погибло людей
- нарушение правил эксплуатации и монтажа электрооборудования;
- поджоги;
- неосторожное обращение с огнем;
- нарушение правил устройства и эксплуатации транспортного средства;
- неисправность печного или газового оборудования в домах частного сектора.
Наиболее пожароопасные муниципальные образования: Тазовский, Красноселькупский районы, г. Новый Уренгой.
В период с 01 по 17 июля 2013 года пожарно-спасательные подразделения привлекались на ликвидацию 22 дорожно-транспортных происшествий (АППГ – 31), уменьшение на 41%. В результате ДТП пострадало 23 человека (АППГ – 35), погибло – 0 человек (АППГ – 2), спасено 13 человека (АППГ – 32) (см. диаграммы 6, 7).
Количество выездов поисково-спасательных подразделений на ликвидацию последствий ДТП
Диаграмма 7
Количество пострадавших и погибших
Основными причинами ДТП явились: несоблюдение ПДД, метеоусловия региона (утренний туман), техническая неисправность транспортных средств, а так же человеческий фактор.
Наиболее неблагополучным в отношении аварийности на дорогах являются муниципальные образования города: Ноябрьск, Новый Уренгой.
С 01 по 17 июля 2013 года на территории автономного округа происшествия на авиатранспорте не регистрировались.
Анализ аварийности на системах жизнеобеспечения населения:
с 01 по 17 июля 2013 года на территории автономного округа происшествия на системах жизнеобеспечения не регистрировались.
Анализ аварийности на магистральных трубопроводах:
с 01 по 17 июля 2013 года аварии на магистральных нефте- и газопроводах на территории автономного округа не регистрировались.
Биолого-социальная обстановка:
Эпизоотическая обстановка в июле благоприятная, ухудшений не отмечено.
В
- 11.08.2010 г. на р.Полуй в 7 км. от города Салехард произошла посадка пассажирского судна на мель, пострадало 123 чел., погибших нет;
- 05.08.2004 г. в 2 км от п. Вынгопуровский произошла авария вертолёта МИ-8, погибло 16 чел.;
- 18.08.2011 г. произошла авария легкомоторного вертолета, пострадало 3 чел., погибших нет (см. диаграмму 8).
Диаграмма 8
Указанные чрезвычайные ситуации произошли в 2004 г., 2005г., 2010 г., 2011 г. (см. диаграмму 9).
Диаграмма 9
Природные, техногенные и биолого-социальные черезвычайные ситуации:
За последние семь лет опасные метеорологические явления в июле на территории автономного округа регистрировались 1 раз:
в 2010 г. опасные явления в Ямальском районе сильный ветер с порывом до 30 м/с на побережье Карского моря, сильный дождь, град (см. диаграмму 10).
Количество неблагоприятных явлений в августе существенно снижается по сравнению с предыдущим месяцем и составляет от 2 до 6 (в июле от 5 до 15) (см. диаграмму 11). В этот период для территории округа характерны грозы и туманы. В 2005 году в районе г. Салехард наблюдался туман с минимальной видимостью
Средняя месячная температура воздуха в августе на территории Ямало-Ненецкого автономного округа плюс 11…13°С.
Самые холодные августы отмечались в 1978, 1996 годах (аномалия средне-месячной температуры составила минус 2…4°С), самые теплые – 1987, 1995, 1998, 2001, 2003 годах (аномалия плюс 2…4°С).
Абсолютный максимум температуры воздуха в отдельные годы может повышаться до плюс 30…32°С.
В аномально холодные годы при вторжении холодных арктических масс воздуха ночная температура может опускаться ниже 0°С. Минимальная температура воздуха может достигать -2…-6°С.
В целом количество осадков и характер их распределения в августе мало отличается от июльского.
В среднем за август в большинстве районов выпадает 58 – 74 мм.
Количество дней с осадками может составлять 12-17.
Грозы в августе отмечаются редко, в отдельные годы до 2-4 случаев.
Среднее число дней с градом - 3-4 в 10 лет.
Туманы образуются ежегодно, от 2 до 5 явлений, в отдельные наблюдаются до 10 дней.
Средние скорости ветра составляют 3-4 м/с, усиления до 15-20м/с отмечаются ежегодно, до 3-4 раз в месяц. На побережьях и островах в отдельные годы порывы достигают 25-30м/с.
Прогноз погоды на август 2013 года
Средняя месячная температура воздуха ожидается плюс 13…14°С, что выше нормы на 1-1,5°С.
В первой и во второй декадах ожидаются колебания температуры воздуха ночью от плюс 7…12°С до плюс 4…9°С, днем от плюс 17…22°С, местами +28°С, до плюс 12…17°С.
В третьей декаде преобладающая температура воздуха ночью плюс 5…10°С, днем плюс 15…20°С.
Месячное количество осадков предполагается меньше нормы (климатическая норма 58-75 мм).
Дожди предполагаются в большинстве дней первой декады и в конце месяца.
Прогнозируемый уровень черезвычайных ситуаций, обусловленных природными, природно-техногенными и техногенными источниками на территории Ямало-Ненецкого автономного округа в августе 2013 года (см. диаграмму 12).
Диаграмма 12
Прогноз возникновения черезвычайных ситуаций природного характера
Чрезвычайные ситуации природного характера в августе на муниципальном уровне и выше не прогнозируются.
В августа на территории округа регистрируется рост происшествий на воде в среднем можно ожидать до 18 происшествий. В этот период на воде погибает от 2 до 20 человек.
В среднем в августе происходит от 4 до 117 лесных и тундровых пожаров, с общей площадью горения от
Чрезвычайные ситуации природного характера на муниципальном уровне и выше не прогнозируются.
Прогноз возникновения ЧС техногенного характера:
В августе количество техногенных пожаров может достигнуть 51, с гибелью 2 человек травмами - 7 человек и ущербом более 10 млн. рублей. Вероятность составит (Рпр=0,4).
Чрезвычайные ситуации, обусловленные дорожно-транспортными происшествиями с гибелью 5-ти и более человек на территории автономного округа не прогнозируются.
Количество дорожно-транспортных происшествий на территории автономного округа и пострадавших в них в августе месяце, по-прежнему, остается невысоким. В среднем на территории округа можно ожидать до 59 ДТП (прежде всего в городах Ноябрьск, Надым, Салехард, Муравленко, Новый Уренгой, Губкинский, Лабытнанги), что соответствует показателю среднего количества ДТП за месяц, количество пострадавших в ДТП может достигнуть 120 человек, количество погибших в ДТП может составить 12 человек. Причины – несоблюдение ПДД: нарушение скоростного режима, правил обгона и маневрирования, очередности проезда перекрестков, недисциплинированности пешеходов; неисправность автомобиля, плохое состояние дороги. Вероятность составит (Рпр.=0,4).
Возникновение чрезвычайных ситуаций локального уровня и аварий на железнодорожном транспорте, способных достичь параметров черезвычайных ситуаций не прогнозируется.
Возникновение аварий, происшествий, инцидентов на авиационном транспорте в августе, не достигающих критериев ЧС прогнозируется с вероятностью (Рпр.=0,2), преимущественно в Пуровском районе (основные причины: человеческий фактор, технические неисправности воздушного судна, изношенность авиапарка, неблагоприятные и опасные метеорологические явления, выводящие технику из строя или приводящие к ошибкам пилотов и штурманов: туман, низкая облачность, боковой ветер, турбулентность, сдвиг ветра).
Возникновение чрезвычайных ситуаций, увеличение риска аварий, происшествий, инцидентов (источник – изношенность оборудования, производственных фондов, отклонение от нормального режима работы систем тепло – водо – энергоснабжения) на энергосистемах и объектах ЖКХ на территориях муниципальных образований и в административных центрах автономного округа не прогнозируется.
Аварии на магистральных трубопроводах
Существует вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций не выше локального уровня, обусловленных авариями на магистральных газопроводах, вероятность (Рпр=0,2) выше в Надымском районе прежде всего на линейном участке Надым-Пунга I и в Пуровском районе на участках Уренгой-Центр I и Уренгой-Центр II, принадлежащих ООО «Газпром трансгаз Югорск».
Эпизоотическая обстановка на территории автономного округа прогнозируется благополучная. Массовых инфекционных заболеваний животных (эпизоотий) и зоонозных болезней животных в округе не прогнозируется.
При получении прогнозов об опасных или неблагоприятных природных явлениях обеспечить выполнение комплекса предупредительных мероприятий в соответствии с территориальными «Планами предупреждения и ликвидации черезвычайных ситуаций» и «Методическими рекомендациями МЧС РФ по организации реагирования на прогнозы черезвычайных ситуаций». Организовать оперативное прогнозирование возможных последствий неблагоприятных явлений и опасных явлений, определить степень опасности и осуществить оповещение населения, которое может оказаться в зоне влияния негативных природных факторов; проверку систем оповещения членов оперативных штабов и комиссий по черезвычайным ситуациям. Определить наиболее удаленные и уязвимые места, где могут возникнуть аварийные ситуации на системах жизнеобеспечения, заблаговременно предусмотреть и выполнить комплекс мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций на объектах и системах жизнедеятельности населения.
В целях предупреждения несчастных случаев на водных объектах:
Обеспечить контроль маршрутов туристических групп; при разработке мероприятий согласовывать вопрос информирования о нахождении групп туристов с соответствующими органами.
В связи с развитием пожароопасного периода на территории ЯНАОГлавам муниципальных образований рекомендовать:
1. Обеспечить доведение данной информации до населения, руководителей и дежурных служб заинтересованных организаций и предприятий.
2. Организовать взаимодействие со службами УВД, ГИБДД, ЖКХ, энергетики, инфраструктуры и дорожного хозяйства по обмену информацией и совместным действиям.
3. Организовать выполнение комплекса превентивных мероприятий по снижению риска возникновения чрезвычайных ситуаций связанных с лесными пожарами, ограничению выхода людей в лес, разведение костров; организовать проведение бесед и информирование населения о правилах поведения во время пожароопасного периода.
4. Обеспечить контроль выполнения мероприятий среди населения по вопросам профилактики пожаров в населенных пунктах.
5. Совместно с начальниками пожарных гарнизонов организовать прибытие сил и средств к месту возникновения пожара для предотвращения возникновения природного пожара и недопущения распространения на населенный пункт.
6. Организовать очистку территории около населенных пунктов располагающихся в непосредственной близости от лесных массивов от горючих материалов;
7. Обеспечить выполнение мероприятий направленных на защиту населенных пунктов от природных пожаров согласно плана по противопожарной защиты.
8. Разработка и утверждение для каждого участка лесного фонда противопожарных мероприятий.
9. При возникновении чрезвычайных ситуаций и происшествий, связанных с природными пожарами, немедленно информировать старшего оперативного дежурного «ЦУКС ГУ МЧС России по ЯНАО» тел. 8 (34922) 5-32-01.
Для предотвращения возникновения техногенных пожаров необходимо:
- осуществлять мероприятия по обеспечению пожарной безопасности муниципальных образований;
- установление порядка привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования;
- осуществление контроля за состоянием пожарной безопасности на соответствующих территориях, установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, установление на время его действия дополнительных требований пожарной безопасности, согласованных с противопожарной службой субъекта Российской Федерации;
- осуществление контроля за градостроительной деятельностью, соблюдением требований пожарной безопасности при планировке и застройке территорий поселения;
- муниципальное дорожное строительство, содержание дорог местного значения в границах поселения и обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара;
- обучение населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности.
Для предотвращения крупных аварий на автомобильных дорогах:
В целях улучшения дорожных условий и снижения последствий от неблагоприятных природных явлений на дорогах ЯНАО, необходимо усилить меры для профилактики дорожно-транспортных происшествий, контролировать (регулировать) состав дежурных сил и средств, привлекаемых для обеспечения безопасности на автодорогах ЯНАО; организовать готовность
коммунальных и дорожных служб к обеспечению нормального функционирования систем жизнеобеспечения и транспортного сообщения (возможный источник чрезвычайной ситуации – несоблюдение ПДД: нарушение скоростного режима, правил обгона и маневрирования очередности проезда перекрестков, недисциплинированности пешеходов; неисправность автомобиля, плохое состояние дороги) на соответствующих территориях.
Проводить пропагандистскую работу через СМИ о необходимости соблюдения ПДД всеми участниками дорожного движения, контроль за техническим состоянием транспортных средств (своевременное техническое обслуживание).
Совместно с органами ГИБДД, реализовать меры по предупреждению аварийных ситуаций с детьми на автомобильных дорогах. Осуществлять контроль технического состояния транспорта, используемого для перевозки детей и опасных грузов (АХОВ, нефтепродуктов), предрейсовой подготовки водителей. Обеспечить контроль готовности спасательных служб к реагированию на ДТП.
Для предотвращения аварийных и чрезвычайных ситуаций на системах жизнеобеспечения:
В период опасных и неблагоприятных метеорологических явлений следует организовать функционирование территориальных подсистем РСЧС, проверить готовность сил и средств к реагированию; совместно с территориальными органами центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды детализировать прогностическую информацию о вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций и ожидаемых параметров, обеспечить ее представление главам администраций местных органов власти и населению, руководителям и дежурным службам заинтересованных организаций и предприятий; организовать выполнение комплекса предупреждающих мероприятий по снижению риска возникновения чрезвычайных ситуаций и уменьшению их последствий:
- обеспечить контроль готовности и дежурство аварийно-восстановительных бригад по ликвидации возможных аварий на системах газо- и электроснабжения, предусмотреть возможность перехода на источники резервного электропитания;
- проверить техническую готовность и работу передвижных, автономных источников электропитания;
- выявлять и принимать меры по предупреждению, локализации и ликвидации дефектов и отказов в работе систем жизнеобеспечения населения; - проверить и привести в готовность системы оповещения инженерно-технического и обслуживающего персонала объектов ЖКХ.
Для предотвращения аварий, происшествий, инцидентов на магистральных трубопроводах:
- эксплуатирующая организация должна принимать все возможные организационные и технические меры для безаварийного функционирования объектов магистральных трубопроводов и ограничения воздействия последствий аварий на население и окружающую среду;
- осуществление мероприятий по предупреждению возможных аварий и обеспечению постоянной готовности к локализации и ликвидации последствий аварий на объектах магистральных трубопроводов, включая:
1. Создание организационной структуры с распределением обязанностей и ответственности между техническими службами и должностными лицами.
2. Разработку необходимой документации (программ, планов, приказов, положений, инструкций), регламентирующих порядок действий персонала в случае аварии.
3. Контроль состояния технических устройств.
4. Оснащение системами и средствами наблюдения, оповещения, связи.
5. Создание специализированных формирований (служб, бригад, групп) для проведения аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ.
Для предотвращения аварий, происшествий, инцидентов на ж/д, авиатранспорте:
Проводить комплексные профилактические мероприятия по недопущению аварий на ж/д транспорте (организовать взаимодействие с станцией Ж/Д по безопасности ж/д перевозок по территории МО) и авиатранспорте.
При проезде через железнодорожные пути необходимо:
- выбрать правильный скоростной режим автомобиля с учетом движения других транспортных средств;
- определить условия видимости поездов на подходах к переезду;
- оценить качество автомобильной дороги, примыкающей к переезду;
- убедиться в значении сигналов переездного светофора.
Уточнить силы и средства, привлекаемых для ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с авиационным, ж/д.
Для предотвращения биолого-социальных чрезвычайных ситуаций:
В связи с тем, что параметры биолого-социальной обстановки на территории округа прогнозируются в пределах среднемноголетних значений, вероятность возникновения ЧС биолого-социального характера низкая. Важным элементом предупреждения чрезвычайных ситуаций является уровень готовности организаций, учреждений здравоохранения и населения к выполнению задач в условиях чрезвычайных ситуаций, в этих условиях рекомендовать соответствующим организациям обеспечить контроль и реагирование на неблагоприятные случаи или ухудшение санитарно-эпидемиологической обстановки, а также:
- проведение разъяснительной работы по защите населения от вирусных инфекций, клещевого энцефалита;
- своевременное выявление начальных признаков профессиональных заболеваний, позднее лечение которых могут привести к развитию профессиональной инвалидности;
- проведение плановых противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий по профилактике ОРВИ и гриппа, профилактические прививки против клещевого энцефалита.
Главам муниципальных образований округа рекомендовать:
- контроль в полном объеме за спланированными мероприятиями, санитарными нормами и правилами;
- обеспечить соблюдение санитарного законодательства предприятиями пищевой промышленности, общественного питания и торговли пищевыми продуктами, обратив особое внимание на организацию питания в образовательных учреждениях.
- обеспечить поддержание на необходимом уровне постоянного запаса противовирусных препаратов.
Эпизоотическая обстановка:
Использовать возможности единых дежурно-диспетчерских служб – 01 (ЕДДС-01) муниципальных образований для контроля за техногенной и природной безопасностью на системах жизнеобеспечения населения и адекватному реагированию на ранней стадии возникновения аварийных ситуаций, по недопущению их перерастания в чрезвычайные ситуации.