Каждый раз, когда видишь на городских дорогах пожарную машину с включенной сиреной, провожаешь её взглядом и думаешь: «Что же там случилось?». О чём в этот момент думают сами огнеборцы? Какие чувства, эмоции испытывают? «Боятся все. Без страха не спасёшь ни человека, ни себя. Со временем характер крепчает и на смену страху приходит осторожность…», - рассказывает наш герой Виталий Карпюк, начальник 3 пожарно-спасательного отряда подполковник внутренней службы Государственной противопожарной службы Главного управления МЧС России по ЯНАО.
Под вой сирен
Виталий Викторович Карпюк пожарный в третьем поколении. Дедушка нашего героя Дмитрий Пантелеевич Карпюк служил в Омске в пожарной охране при НКВД. Дослужился до старшего сержанта и стал командиром отделения пожарной части. Ездили советские огнеборцы на ГАЗ-АА или «полуторке» и звонили рындой (судовой колокол, - прим., авт.). Виталий Викторович с детства знает, как пахнет пожар. Им пахло от отца, когда он возвращался домой. Запах едкий, кажется, он поселяется в твоей жизни навсегда и никогда не забывается. Детство Виталия Викторовича прошло под вой пожарных сирен. Окна его детской комнаты выходили на пожарную часть, что была пристроена к их дому. Там и работал его отец. Будучи ещё мальчишкой, наш герой не представлял себя в другой профессии...
Отец Виталия Викторовича сразу после армии в 21 год Виктор Карпюк поступил на заочное отделение Свердловского пожарно-технического училища. Одновременно работал в пожарной охране младшим инспектором. Спустя три года обучения стал офицером и был назначен начальником караула. А затем молодого человека перевели в службу пожаротушения территориального гарнизона Омска. Спустя время отец нашего героя вернулся из управления пожарной охраны в пожарную часть, но уже заместителем начальника части. В те годы в его подчинении был весь левобережный район Омска. А дальше Виктор Дмитриевич возглавил пожарную часть. Посвятив своей профессии 29 лет, в 99-м ушёл на заслуженный отдых. За свою деятельность награждён многими государственными наградами, в том числе, Орденом Мужества. Но всё равно отец нашего героя продолжал трудиться только уже в субъектовой пожарной охране. Спустя десять лет в 72 года покинул пожарную службу.
Виталий Викторович Карпюк родился в Омске в 75-м году. В 92-м окончил школу и в этом же году поступил в Екатеринбургское пожарно-техническое училище. В 95-м, закончив учебное заведение, вернулся в родной Омск в звании лейтенанта.
- Трёх лет достаточно для того, чтобы освоить технику тушения пожара и стать начальником караула, - рассказывает Виталий Карпюк. – Но отец посоветовал не упускать время и сразу получить высшее образование. В том же году по направлению поступил в Восточно-Сибирский институт МВД России на отделение пожарной безопасности в Иркутске. После двух лет обучения, вернулся в Омск. Занял должность заместителя начальника пожарной части, расположенной в 100 километрах от города в рабочем посёлке Саргатское Омской области. В посёлок входило 42 населённых пункта с девятью тысячами жителей. В центральной усадьбе располагалась всего одна пожарная часть. В моём подчинении в вольнонаёмной пожарной части было 42 человека. В 99-м меня назначили уже начальником части. Спустя десять лет произошла реорганизация: несколько районов объединили в один отряд и меня сразу назначили на должность начальника отряда. Через полтора года пригласили в Надым. Решился быстро. Написал рапорт и уехал на Крайний Север вместе со старшим сыном Виктором, тогда ему было 11 лет. Сегодня он работает пожарным в надымском районе Федеральной пожарной части. А в 2018 году меня назначили начальником 3 пожарно-спасательного отряда в Новом Уренгое.
Выдержанность и стойкость
Отец Виталия Викторовича только сейчас стал делиться профессиональными историями о том, насколько тяжело было работалось в те времена. Сегодня во многом легче благодаря современному оборудованию. Свободно дышать, пробираясь по задымлённому помещению теперь помогает кислородно-изолирующий противогаз ПТС, со сжатым воздухом в баллоне. Ещё совсем недавно огнеборцы тушили в КИП-8, в нём выдыхаемый воздух не удаляется из аппаратов, а циркулирует внутри них. Удобств такое снаряжение не прибавляло. Пожарные машины вмещали по 2,5 тонны воды, сейчас - до шести тонн. Автолестница была установлена на базе ЗИЛ-131 и поднималась лишь на 25-30 метров. Теперь же её максимальный подъём достигает 60 метров. Усовершенствованы и сами пожарные насосы, они работают автоматизировано, стоит лишь нажать на кнопку.
- Отец говорит, если бы у них в те годы была такая техника, многих сложностей и несчастных случаев удалось бы избежать, - продолжает Виталий Карпюк. - У меня много родственников и большинство из них работают в пожарной охране, всех даже и не перечислись. Мой родной старший брат Дмитрий работает в центральном аппарате МЧС России, в 2019 году получил звание генерал-майора. Он, как и я прошёл тот же образовательный путь от Свердловска до Иркутска, 2009 году закончил академию МЧС России. Троюродный брат – подполковник, работает начальником пожарной части в Омске. Двоюродный брат тоже трудился в пожарной охране, он старше меня на 20 лет и сейчас уже на заслуженном отдыхе. Моя мама 15 лет работала младшим инспектором по государственному пожарному надзору, ушла на пенсию прапорщиком. Они с папой так и живут в Саргатском районе. Моя супруга служит диспетчером в пожарной охране Надыма. Знаете, самое главное в нашей профессии любить её и защищать людей. Каждый человек, решившийся прийти на службу в пожарную охрану, должен обладать выдержанностью и стойкостью. Многие ребята здесь работают за идею. В третьем отряде по штату трудится 367 человек, в него входят части Тарко-Сале, района Коротчаево, и три пожарных части Нового Уренгоя.
Тяжело в учении…
По словам нашего героя, самое сложное в их нелёгком труде - не допустить гибель людей и своих сотрудников на пожаре. Чтобы быть готовыми к любой нештатной ситуации, нужно тренироваться, отрабатывать различные ситуации на учениях. Поэтому выезды на различные городские объекты для отработки планов по тушению пожаров – обязательная составляющая профессии огнеборцев. Недавно состоялись учения на котельной № 4. Происходит своеобразная репетиция пожара так: на территории расставляют флажки: синие – это дым, красные – огонь. Рядом сидит условно пострадавший человек. На центральный пункт пожарной связи поступает звонок, после чего личный состав приступает к тушению пожара и отрабатывает положенные по инструктажу действия. Следующий на очереди для проведения тренировки непростой объект - торговый центр «Солнечный». Сегодня крупные магазины представляют повышенную опасность для людей. Несмотря на огромные площади таких центров, в момент пожара, их стены могут оказаться опасной ловушкой, из которой невозможно выбраться без грамотных действий по пожарной безопасности.
Огонь – явление непредсказуемое. Особенно, когда вспыхивают ветхие деревянные дома. По словам Виталия Викторовича, «деревяшки» - высшая пятая степень огнестойкости. Достаточно 15 минут, чтобы такой дом загорелся полностью. В полах и стенах этих строений много пустот, внутри которых тайком пробирается огонь. Вспыхнуть он может где угодно – на стене или даже через 20 метров от эпицентра бушующей стихии. По словам нашего героя, за годы работы, потушено немало деревянных домов, тонкости этого сложного процесса новоуренгойским пожарным хорошо известны.
- Непростые задачи приносит нам и зима, - продолжает Виталий Викторович. - Тушить пожары при низких температурах непросто, в системе вода может замерзнуть, а рукав просто застывает лапшой, приходится доставать другой и снова прокладывать магистральную линию. Чтобы облегчить труд наших доблестных огнеборцев, Администрация Нового Уренгоя предоставляет автобусы, чтобы в них ребята могли погреться, а наши девушки диспетчеры привозят горячий чай в термосах. Мой дед рассказывал, как в те далёкие годы возвращались с пожара зимой. Спецодежда 40-х годов - брезентовая баёвка на пуговицах и простая железная каска. В часть возвращались мокрыми, сидя на открытой «полуторке». Чтобы снять спец-одежду топором просто срубали примёрзшие пуговицы…
Когда мы говорим об экстремальных профессиях, в том числе и о пожарных, задаёшься вопросом: можно ли со временем перестать бояться? Виталий Карпюк отвечает сразу:
- В момент работы на пожаре включается адреналин, благодаря которому многие ребята стойко выполняют свои обязанности и при этом совершают подвиги. Но боятся все. Это естественно. Но больший страх испытываешь от мысли, что не удастся спасти жизни людей. Ведь именно их безопасность – приоритет нашего нелёгкого дела. Моя жизнь складывается не только из профессиональной ответственности руководителя отряда противопожарной службы. Она насыщенна моими любимыми хобби: собираю кружки с пожарной тематикой, люблю перебирать детали автотехники, часами удить рыбу… В нашем деле должна быть отдушина, хобби, чтобы набравшись сил, продолжать свою работу с полной отдачей.
3 пожарно-спасательный отряд
г. Новый Уренгой