Актуальное интервью с инженером группы робототехнических средств и беспилотных летательных аппаратов ФГКУ «СПСЧ ФПС по ЯНАО» капитаном внутренней службы Вячеславом Бакаляриком на тему "Современные технологии в помощь пожарной охране"
Здравствуйте, Вячеслав Николаевич. В июле этого года в районе г. Тарко-Сале для мониторинга лесопожарной обстановки применялся беспилотный летательный аппарат. Расскажите, пожалуйста, что такое беспилотный летательный аппарат (БЛА) и для чего его применяют?
- Здравствуйте. Как ни странно звучит, в первую очередь это – беспилотное воздушное судно (БВС), управляемое в полете внешним пилотом, находящимся вне борта такого воздушного судна, а в комплексе с наземной станцией управления это уже называется беспилотная авиационная система (БАС). Беспилотники бывают самолетного и вертолетного (мультикоптерного) типа, которые так же подразделяются по дальности применения и взлетной массе, на них может устанавливаться различная целевая нагрузка – это GPS-модули, фото-видеоаппаратура, тепловизоры, приборы ночного виденья, приборы радиационного и химического анализа, речевые и радио ретрансляторы, и т.д. В зависимости от этих характеристик определяются возможности применения БВС для выполнения различных задач.
Какие беспилотники находятся на вооружении в СПСЧ, и какие у них возможности.
- С начала года в СПСЧ поступили две беспилотные авиационные системы на базе БЛА вертолетного типа «Phantom 3». Это квадрокоптеры, оборудованные GPS-модулем и фото-видеоаппаратурой, способные летать в радиусе до 2-х километров на высоте до 500 метров, передавая видеоинформацию и телеметрию на пульт внешнего пилота в режиме реального времени, а также производить фото и видеозапись. При помощи этих систем, возможно, осуществлять разведку местности и дистанционный мониторинг различных объектов при ЧС локального характера, например: крупные техногенные пожары, аварии нефтехимических объектов и объектов ЖКХ, катастрофы авиационного и железнодорожного транспорта, обследовать разрушенные здания при проведении аварийно-спасательных работ, производить поиск людей в лесах горах и на водных объектах. Также при более масштабных ЧС в отдельных зонах возможно применение для обнаружения ледовых заторов, опасных зон разлива рек в весенне-летний паводковый период, производить мониторинг лесных массивов и обнаружение лесных пожаров. Полученная в ходе полета информация может способствовать оперативному реагированию, помогает оценить степень и масштабы ЧС, определить направление проведения аварийно-спасательных или поисковых работ и координировать наземные силы и средства.
Как часто вы их используете и сколько раз они применялись на пожарах или различных происшествиях?
- Поскольку такая техника для нас новая, требующая определенной ответственности и безопасности в эксплуатации, то до недавнего времени комплексы применяли только в учебных целях на регулярных тренировках и учениях, моделируя различные возможные ситуации и задачи. Так сказать, набирались опыта в управлении БВС и во взаимодействии с Центром управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Ямало-Ненецкому автономному округу (ЦУКС), а также с органами Единой системы организации воздушного движения (ЕС ОрВД) и органами обеспечения воздушного движения (ОВД) при организации и выполнении полетов.
Когда в округе был введен режим ЧС, прошло наше, так называемое боевое крещение. Беспилотники привлекли для мониторинга лесопожарной обстановки в непосредственной близости от Тарко-Сале.
Насколько эффективно показали себя беспилотные летательные аппараты, и какие возникали сложности при работе?
- При полете на максимальной высоте обзор камеры на БВС может достигать более 10 километров, что вполне достаточно для своевременного обнаружения источника дыма лесного пожара в опасной для населенного пункта зоне. Полученная информация передавалась в ЦУКС и Единую дежурно-диспетчерскую службу (ЕДДС) Пуровского района.
Сложности в основном возникали от ветра, его силы и направления. При сильном ветре необходимо учитывать поправки на возможность возврата БВС в точку взлета, а при отсутствии ветра - штиле, все небо застилалось плотным дымом, и резко ухудшалась видимость.
На сколько оперативно передаются данные с беспилотника?
- Внешний пилот и те, кто находятся в подвижном пункте управления БЛА, получают информацию с БВС в режиме реального времени по радиосигналу на монитор пульта управления, а оперативность передачи фото видеоинформации в ЦУКС зависит от ее объема, наличия сотовой связи и качества интернета. При благоприятных условиях это может занять от 5-ти до 30-ти минут после приземления БВС.
Спасибо за предоставленную информацию. Всего доброго.
- И Вас спасибо.
Никита Беляев ФГКУ «2 ОФПС по ЯНАО»
Фото предоставил Вячеслав Бакалярик