2 августа 2017, 12:00
231
7 минут

О работе авиации МЧС России, тушении пожаров "с воздуха" и ежедневных буднях экипажа

География полетов авиации МЧС России очень обширна. Пилоты одного только Красноярского авиационного спасательного центра чрезвычайного ведомства облетели страну, спасая граждан, от Калининграда до Дальнего Востока. Уровень технической оснащенности центра и подготовки летного состава заставляют обращаться к этим специалистам за помощью почти все регионы страны. Доставка гуманитарных грузов, оказание помощи населению в природных катастрофах, ликвидация последствий техногенных чрезвычайных ситуаций, поиск потерявшихся людей, эвакуация пострадавших – это малая часть выполняемых летчиками работ.

О работе авиации МЧС России рассказал командир воздушного судна Красноярского авиацентра МЧС России Андрей Чирков, чей экипаж на прошлой неделе завершил работу на пожарах в лесах Республики Бурятии.

Насколько сложно тушить лесные пожары?

Лесные пожары часто возникают в холмистой местности, что сильно осложняет процесс тушения, потому что люди и техника не к каждой кромке пожара могут подойти. И только с помощью вертолета можно высадить в любой точке авиагруппу. Здесь, в Бурятии, мы поработали очень эффективно с водосливным устройством. С его помощью мы точечно сливаем воду на кромку пожара. Опять же благодаря тому, что с воздуха нам видно, как быстро распространяется огонь, куда он движется, где работают наземные группы, мы можем действовать максимально эффективно, сбрасывая воду именно туда, где это требуется, где не могут с ним справиться люди на земле.

Сколько человек в составе экипажа воздушного судна, каковы их задачи?

За один полет экипаж вертолета выполняет несколько функций. Во-первых, пилоты оценивают состояние пожара, перемещение огня. В кабине с летчиками находится лесной наблюдатель, который анализирует и принимает решение, куда нужно забросить группу и что конкретно им там нужно сделать: окопать, прижать или пустить какой-то встречный пал. 

Высаживаем наземную группу. Тут же – водосливное устройство у нас всегда с собой – мы садимся где-нибудь на берегу реки, и собственными руками втроем собираем сливное устройство и продолжаем помогать пожарным, поливая пламя сверху. Помимо того, что мы каждый раз делаем заборы, мы еще и контролируем, как наша работа влияет на движение пожара, и подсказываем тем же самым пожарным или другим воздушным судам, работающим на пожаре, где надо больше приложить усилий, закинуть группировку. Максимально эффективной работа получается, когда слаженно работают наземная группировка и авиация. Причем авиация не отдельным Ми-восьмым, а вместе с самолетами Бе-200, Ил-76, вертолетом Ми-26. Воздушные суда создают так называемое кольцо, когда один самолет сливает воду, за ним заходит следующий борт, потом Ми-8 добивает очаги, и люди на земле тушат еще более мелкие пожары.

Расскажите подробнее, как это происходит?

Это, конечно, максимально эффективный вариант. Первый забирает воду, другой в это время уже сливает, третий за ним заходит. Раз – летит Ил-76 – все врассыпную. Потом мы на Ми-8 точечно прибиваем очаги, уменьшаем намного температуру и уже человек может подойти к кромке, чтобы «добить» этот пожар. И вот мы три дня подобный образом поработали, и пожар в Байкальском заповеднике локализован.

Когда и как вы узнаете, где вам необходимо тушить лесной пожар с воздуха?

Постановка примерных задач на следующий день идет с вечера. Анализируется состояние техники, рассчитывается количество необходимого для выполнения этих задач топлива. Утром задачи снова уточняются в соответствии с лесопожарной обстановкой, принятые вчера решения корректируются. Экипаж осматривает и проверяет технику, заправляет вертолет и ждет прибытия наземных группировок. Штурман рассчитывает маршрут с учетом обхода запретных зон, смотрит разные управленческие сектора воздушного движения, что также необходимо учитывать.

С какими сложностями сталкиваются пилоты при тушении лесных пожаров?

Помимо дыма и плохой видимости, экипажу угрожают высочайшие температуры в зоне тушения лесных пожаров, где вертолет несколько теряет свои возможности, в том числе по части управления. При таких температурных максимумах слабее становятся двигатели, теряя часть мощности. По этой же причине воздух становится разряженным, а так как вертолет опирается на воздух лопастями, соответственно это сказывается на управлении.

Нет в вертолете кондиционеров и вентилирующих устройств. Рядом с летчиками находятся двигатели, плюс палящее солнце и пламя лесного пожара – в кабине температура поднимается до 55 градусов. Представьте, 8 часов летать в таком напряжении с ограниченной видимостью при высочайшей температуре. При этом пилотирование – это обдумывание каждого захода и виража, постоянный контроль. Поэтому мы и летаем втроем – один не может следить и за штурманской, и за оборотами, и пожар тушить. Экипаж – это слаженная команда, где каждый максимально выполняет свои задачи и контролирует товарищей. В этом и рождается успех проводимой операции – в людях.

Помимо тушения лесных пожаров, какие еще задачи выполняет авиация МЧС России в зоне ЧС?

Тушением природных пожаров не ограничиваются задачи командированного в сложный регион экипажа. В круглосуточном режиме они готовы вылететь на любое происшествие: спасать при жесткой посадке частного вертолета пострадавших, искать потерявшегося в лесу ребенка, эвакуировать тяжелобольных людей, перевезти в соседний затапливаемый регион продукты для населения.

Зачастую я даже не знаю, где окажусь завтра. Сейчас мне известен маршрут, но по дороге в очередной населенный пункт может поступить новая задача, и я развернусь и полечу в совершенно другом направлении, потому что там помощь авиации МЧС России нужнее. Буквально в сентябре работал на Дальнем Востоке, на обратном пути залетел в Братск, потушил, мимо дома пролетел и отправился в Новосибирск. Вот так мы и живем.

Вернувшись со смены, скажем, в девять вечера, экипаж начинает оформлять необходимую документацию. У нас же не просто сел и полетел. Это множество документов, полетных заданий, бортовой журнал, который нужно оформить. В районе часа мы ложимся и в шесть часов – уже готовимся на вылет. И так каждый день.

В таком режиме работать тяжело, но быстро привыкаешь, осознавая, что работаешь ради защиты населения. Мы знаем, что никто, кроме нас эти задачи не выполнит и пожар сам не утихнет.

Эта статья полезна?
100% посетителей считают статью полезной

Контакты

8 (34922) 2-21-22
Телефон Главного управления (многоканальный)
8 (34922) 3-62-61
Приёмная начальника Главного управления
8 (34922) 3-22-99
Отдел административной работы (канцелярия)
8 (34922) 2-39-99
Единый «телефон доверия»
8 (34922) 53208
Регистрация туристских групп
01 или 101
Единый телефон пожарных и спасателей
gumchsyanao@89.mchs.gov.ru
(не для подачи обращений граждан)