В Муравленко состоялась встреча предпринимателей с представителями контролирующих органов. Встреча с предпринимателями состоялась в здании бизнес-инкубатора. Образовательный семинар провели сотрудники аппарата Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ямало-Ненецком автономном округе, налоговой службы, Роспотребнадзора и отдела надзорной деятельности и профилактической работы по МО г. Муравленко. Общение с бизнес-сообществом прошло в режиме диалога.
О внесении изменений в нормативные правовые акты Российской Федерации по надзорам, закрепленным за МЧС России и затрагивающим интересы субъектов малого и среднего предпринимательства (СМСП), переход на осуществление Федерального государственного пожарного надзора с применением риск-ориентированного подхода, проблемы, возникающие при проверках СМСП бизнесменам рассказал начальник ОНД и ПР по МО г. Муравленко УНД и ПР ГУ МЧС России по ЯНАО, майор внутренней службы Александр Бурда.
- В последнее время все чаще приходится слышать о системном внедрении нового метода осуществления контрольно-надзорной деятельности - так называемого, риск-ориентированного подхода. Предполагается, что эта новая модель планирования проверок ориентирована на предотвращение ущерба, а не на осуществление наказания за выявленные нарушения. Новый подход направлен на активное использование методов оценки рисков для снижения общей административной нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности, что позволит повысить эффективность контрольно-надзорной деятельности. Риск-ориентированный подход предполагает классификацию подконтрольных объектов в зависимости от степени возможной угрозы безопасности для общественных отношений и применение для каждой категории контрольно-надзорных мероприятий с разной степенью интенсивности. Важным последствием внедрения данного подхода станет полное прекращение плановых проверок для объектов с низкой степенью риска, - начал диалог Александр Викторович.- Для поэтапной отработки механизма перехода на риск-ориентированную модель при отдельных видах госконтроля определен перечень из трех видов федерального надзора, которые будут осуществляться с применением данного подхода. Это пожарный надзор в системе МЧС России, санитарно-эпидемиологический надзор в системе Роспотребнадзора и Федерального медико-биологического агентства России, а также надзор в области связи, осуществляемый Роскомнадзором.
- Александр Викторович, расскажите, пожалуйста, поподробнее, что такое риск-ориентированный подход в мерах по осуществлению надзорных функций?
- Риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю, мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.
Отнесение же к определенному классу опасности осуществляется органом государственного контроля с учетом тяжести потенциальных негативных последствий вследствие несоблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований в соответствии с правилами отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности, которые утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016года № 806.
Правила предусматривают, что для каждого риск-ориентированного вида государственного контроля может быть определено от трех до шести категорий риска или классов опасности. Так для пожарного надзора установлено 5 категорий риска. То есть планирование проверок в области пожарной безопасности в зависимости от категории, характеризующей степень риска объектов защиты и территорий, будет составлять от одного раза в три года для объектов 1-й категории, то есть с высокой степенью риска, до одного раза в десять лет для объектов 4-й категории с умеренной степенью риска. Для объектов же самой безопасной – 5-й категории с низкой степенью риска, плановые проверки не планируются вовсе.
- А каким образом осуществляется отнесение объектов к той или иной категории риска?
- Отнесение к определенному классу опасности осуществляется исходя из класса потенциальной опасности объектов, вида экономической деятельности, а также степени возможной угрозы жизни и здоровью людей, риска причинения вреда чужому имуществу с учетом тяжести потенциальных негативных последствий вследствие несоблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований пожарной безопасности.
Вместе с тем, в соответствии с требованиями вышеуказанных Правил, в случаях проведения пожарного аудита объекта защиты с выводом о невыполнении условий соответствия указанного объекта требованиям пожарной безопасности, наличия сведений о происшедшем на объекте защиты пожаре в течение последних пяти лет, наличия вступившего в законную силу постановления суда о назначении наказания в виде административного приостановления деятельности юридического лица и индивидуального предпринимателя на объекте защиты в течение последних трех лет, объекты защиты, подлежащие отнесению к категории среднего, умеренного и низкого риска, подлежат отнесению к категории значительного, среднего и умеренного риска соответственно.
В тоже время, настоящий документ предусматривает увеличение периодичности проверок путем перехода объектов защиты различных категорий риска из одной категории в другую – менее значимую по степени опасности. Условиями такого перехода могут являться такие факторы, как: создание в установленном порядке подразделения пожарной охраны для защиты соответствующих объектов (за исключением добровольных пожарных формирований), наличие в структуре юридического лица у индивидуального предпринимателя, которые используют объект защиты, подразделения, занимающегося вопросами пожарной профилактики, кадровый состав которого имеет специальное пожарно-техническое образование и стаж работы в системе государственного пожарного надзора или тушения пожаров не менее пяти лет, проведение пожарного аудита объекта защиты с выводом о выполнении условий соответствия указанного объекта требованиям пожарной безопасности, отсутствие при последней плановой проверке нарушений требований пожарной безопасности.
Так, например, если собственник офисного здания высотой до 15 метров провел на объекте независимую оценку пожарного риска, по результатам которой был сделан вывод о выполнении условий соответствия указанного объекта требованиям безопасности, данный объект защиты следует вместо умеренной категории риска относить к низкой, поэтому в данном случае проверка не планируется.
С 01 ноября 2016 года сведения об объектах, отнесенных к категориям высокого и значительного рисков, опубликованы на сайте Главного управления МЧС России по ЯНАО (89.mchs.gov.ru).
- Что такое независимая оценка пожарного риска?
- В рамках совершенствования процедур и процессуальных форм осуществления надзора на территории округа активно развивается институт независимой оценки пожарного риска и декларирования вопросов обеспечения безопасности.
Независимая оценка пожарного риска является одной из форм оценки соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности. И в последнее время с целью снижения количества проверок данный подход активно внедряется МЧС России, а представителями бизнес-сообществ – все более часто применяется. Напомню, что заключения о независимой оценке пожарного риска, имеющие вывод о выполнении условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, в установленном порядке учитываются при планировании или проведении проверок объектов защиты по соблюдению требований пожарной безопасности.
Стоит отметить, что комиссией Главного управления МЧС РФ по ЯНАО аккредитовано 4 организации в системе независимой оценки рисков, 9 экспертов. Всего на территории округа осуществляют деятельность 12 аккредитованных организаций. За 2016 года на территории автономного округа 292 объекта воспользовались услугами аккредитованных организаций и провели на своих объектах пожарный аудит.
- Скажите, предусматривается ли в настоящее время снижение нагрузки со стороны контролирующих органов МЧС России на представителей малого бизнеса?
- В соответствии со статьей 26.1 294 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей...» в целях создания благоприятной среды для малого бизнеса в 2016–2018 годах предусмотрены «надзорные каникулы», в соответствии с которыми субъекты малого предпринимательства не включаются в ежегодные планы проведения плановых проверок. При этом если юридическое лицо, либо индивидуальный предприниматель, относящиеся к малому предпринимательству, обнаружили себя в плане проведения плановых проверок, они вправе подать в орган государственного контроля (надзора) заявление об исключении их из указанного плана. Если проверка уже началась, то, в случае предоставления документов, подтверждающих отнесение к субъектам малого предпринимательства, она прекращается. Кроме того, согласно приказу МЧС России от 12.09.2016 № 492, исключается проведение внеплановых выездных проверок по контролю исполнения ранее выданных предписаний об устранении субъектами малого и среднего предпринимательства нарушений, не связанных с наличием угрозы жизни и здоровью людей.
Вместе с тем, при поступлении жалоб и обращений, в которых содержатся сведения о наличии угрозы жизни и здоровью людей на объектах защиты, эксплуатирующихся субъектами малого и среднего предпринимательства, соответствующие внеплановые выездные проверки проводятся по согласованию с органами прокуратуры и с участием представителей Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ».
-Какие результаты ожидаются от изменений в законодательство в части защиты предпринимательского сообщества?
- В результате внедрения нового подхода и установления «надзорных каникул» МЧС России уже сегодня существенно сократило свое «законное присутствие» на объектах защиты и, прежде всего, в предпринимательском секторе.
В Муравленко с учетом внедрения риск-ориентированного подхода в планировании и установления «надзорных каникул» количество плановых проверок к концу 2016 года сократилось по сравнению с прошлым годом на 76,8%, количество внеплановых проверок – на 89,2%.
За 12 месяцев 2016 года в Муравленко количество привлеченных к административной ответственности в виде штрафов должностных лиц и индивидуальных предпринимателей сокращено на 43,7%, а юридических лиц – на 75%.
Доля предупреждений за отчётный период от общего числа вынесенных постановлений составила 33,3% от общего количества рассмотренных дел о правонарушениях.
Главным управлением МЧС России по ЯНАО приняты решения по снижению административной нагрузки на бизнес-сообщества путем перехода от проверочных мероприятий к профилактическим.
С учетом снижения проверок работа по противопожарной пропаганде в Муравленко увеличена в 2 раза. На сегодня ключевым направлением профилактической работы инспектора является проведение массовых мероприятий. Их количество в целом увеличено на 32,6%. Основой массовых мероприятий стали встречи с населением (увеличение в 3 раза).
В среднем одним инспектором проведено 603 инструктивных занятия, увеличение в 3 раза и 32 тренировки по эвакуации - показатель остался на прежнем уровне по сравнению с прошлым годом.
На текущий год план сформирован уже с учетом присвоенной категории риска и следующей периодичности плановых проверок. На Ямале запланировано 264 проверки, в Муравленко – 28.
Также, в соответствии с положениями Федерального закона от 31.12.2014 года № 515-ФЗ «О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» предусмотрена возможность назначения наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа. Кроме того, в соответствии с положениями Федерального закона от 03.07.2016 года № 316-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» для субъектов малого и среднего предпринимательства, за впервые совершенное административное правонарушение при отсутствии причинения вреда или угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, а также при отсутствии имущественного ущерба, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение.
- Александр Викторович, расскажите, пожалуйста, какие приоритетные направления и ожидаемые результаты Вы можете выделить на сегодняшний день в надзорной деятельности МЧС России?
- Сегодняшняя процедура надзора в системе МЧС России существенно изменена. Созданы реальные условия для развития и внедрения негосударственных форм подтверждения соответствия объектов требованиям безопасности. При планировании проверок, с учетом категорий риска, основное внимание сосредоточено на вопросах обеспечения безопасности объектов социальной защиты населения, здравоохранения, образования, объектов критически важных для национальной безопасности страны, культурного наследия, объектов жизнеобеспечения, в том числе энергетических объектов. Обеспечено перераспределение усилий подразделений надзорной деятельности на профилактическую работу, связанную с предупреждением правонарушений, проведением инструктажей, обучением и формированием практических навыков безопасного поведения в случае чрезвычайных ситуаций и пожаров.
Таким образом, деятельность МЧС России, направленная на совершенствование законодательства о контрольно-надзорной деятельности ведомства, в том числе в части введения риск-ориентированного подхода, а также принимаемые Главным управлением меры, на мой взгляд, гарантируют решение поставленных перед нами задач. Это позволит, с одной стороны, обеспечить требуемый уровень защищенности граждан, а с другой – не только снизит административную нагрузку на малый и средний бизнес, но и будет способствовать развитию экономики в целом.
Анна Сидорова,
6-я пожарно-спасательная часть г. Муравленко.
ФОТО автора.