О комплексной системе оповещения населения на Ямале
Одним из актуальных вопросов, стоящих сегодня перед МЧС России и органами государственной власти, является разработка и внедрение общероссийской комплексной системы оповещения населения (ОКСИОН). О том, какие действия в этом направлении предпринимаются на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, нам рассказал заместитель директора департамента гражданской защиты и пожарной безопасности ЯНАО Сергей Юдин.
Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения (ОКСИОН) об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций представляет комплекс программно-технических средств систем мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов и оповещения органов управления, сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) и населения, действующих в автоматическом режиме.
Данная система будет подключена к Центру управления в кризисных ситуациях МЧС России и единым дежурным диспетчерским службам в муниципальных образованиях, которые будут непосредственно участвовать в оповещении населения. Одним из ее преимуществ является то, что она позволит получать информацию об опасностях природного и техногенного характера с помощью технических средств мониторинга, например, датчиков, фиксирующих уровень воды в реках. При достижении критической отметки сигнал будет автоматически передаваться от средств мониторинга в центр обработки данных. Мы видим два центра обработки данных в этой системе: основной и резервный. Их задача – прием сигнала от средств мониторинга либо дежурного оператора и передача его в какую-то конкретную точку (допустим, населенный пункт) для трансляции средствами оповещения населения.
Мы рассматриваем различные предложения по внедрению технических решений создания системы экстренного оповещения населения ЯНАО. В том числе для проведения оповещения населения предлагается использование сотовой связи (рассылка SMS), а также оповещение через сеть Интернет. На практике это может выглядеть следующим образом. Пользователь находится в сети Интернет на странице какого-либо Интернет-сайта. При проведении оповещения населения он будет автоматически переадресован на страницу, где размещено сообщение о чрезвычайной ситуации либо какой-то иной опасности, а также информация о порядке действий в данной ситуации. Кроме того, мы предполагаем включить в эту систему те средства централизованного оповещения населения, которые уже имеются в ряде муниципальных образований автономного округа. Это средства передачи сигнала «Внимание всем!», в частности сирены и громкоговорители.
Другие технические решения предполагают задействовать в этой системе таксофонную сеть, развернутую на территории автономного округа. В каждом населенном пункте из перечня тех, в которых планируется внедрение комплексной системы оповещения населения, установлен общий таксофон, постоянно поддерживаемый в рабочем состоянии. Путем подключения определенного оборудования к таксофону можно будет передавать сигнал на громкоговоритель, установленный на данном таксофоне. Все это позволит, с одной стороны, расширить возможности оповещения, доводя сигнал об опасности буквально до каждого жителя населенного пункта, а с другой стороны, делать это избирательно – допустим, передавать сигнал в какой-то конкретный населенный пункт.
На сегодняшний день у нас в округе имеется отработанная схема оповещения населения. Определен порядок действий в случае возникновения ЧС, имеются инструкции, средства оповещения, созданы специальные службы и привлекаются уже существующие: скорая помощь, пожарная охрана… Широко применяется оповещение с помощью средств мобильной связи. Однако никакой автоматизированной системы оповещения в округе на данный момент не существует. Наличие такой системы позволить существенно сократить время оповещения населения и повысит надежность этого оповещения. На первоначальном этапе внедрения комплексной системы оповещения мы увидим это через дежурных операторов. В дальнейшем, при совершенствовании системы, можно будет говорить о подключении датчиков и полной автоматизации этой системы.
Система предусматривает два направления оповещения. Одно направление – это непосредственно оповещение населения, а второе – оповещение руководящего состава территориальной подсистемы единой системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Оповещаются все оперативные службы. Естественно, все они действуют в соответствии с заранее разработанным планом по ликвидации той или иной чрезвычайной ситуации. Население также готовится в данной ситуации заранее. Так, у нас в округе действует целая система подготовки населения: это и учебный центр по вопросам гражданской обороны и ликвидации чрезвычайных ситуаций в городе Ноябрьске, и учебно-консультативные пункты на предприятиях и в организациях, и многое другое.
Мы определили перечь территорий, где планируется создать систему комплексного оповещения населения. При формировании данного перечня мы исходили из наличия угроз для конкретных населенных пунктов. Поскольку опасные техногенные объекты в нашем округе в основном вынесены за пределы территории населенных пунктов, ориентировались на природные угрозы. В данный перечень вошли 17 населенных пунктов. Наиболее широко представлен Шурышкарский район – около половины перечня – поскольку очень многие населенные пункты в данном районе попадают в зону пожарной опасности. Четыре территории из перечня попадают в зону паводковой опасности. Это города Надым и Тарко-Сале, поселки Уренгой и Овгорт. Также в перечень вошли несколько населенных пунктов в Красноселькупском и Пуровском районах.
Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения (ОКСИОН) об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций представляет комплекс программно-технических средств систем мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов и оповещения органов управления, сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) и населения, действующих в автоматическом режиме.
Данная система будет подключена к Центру управления в кризисных ситуациях МЧС России и единым дежурным диспетчерским службам в муниципальных образованиях, которые будут непосредственно участвовать в оповещении населения. Одним из ее преимуществ является то, что она позволит получать информацию об опасностях природного и техногенного характера с помощью технических средств мониторинга, например, датчиков, фиксирующих уровень воды в реках. При достижении критической отметки сигнал будет автоматически передаваться от средств мониторинга в центр обработки данных. Мы видим два центра обработки данных в этой системе: основной и резервный. Их задача – прием сигнала от средств мониторинга либо дежурного оператора и передача его в какую-то конкретную точку (допустим, населенный пункт) для трансляции средствами оповещения населения.
Мы рассматриваем различные предложения по внедрению технических решений создания системы экстренного оповещения населения ЯНАО. В том числе для проведения оповещения населения предлагается использование сотовой связи (рассылка SMS), а также оповещение через сеть Интернет. На практике это может выглядеть следующим образом. Пользователь находится в сети Интернет на странице какого-либо Интернет-сайта. При проведении оповещения населения он будет автоматически переадресован на страницу, где размещено сообщение о чрезвычайной ситуации либо какой-то иной опасности, а также информация о порядке действий в данной ситуации. Кроме того, мы предполагаем включить в эту систему те средства централизованного оповещения населения, которые уже имеются в ряде муниципальных образований автономного округа. Это средства передачи сигнала «Внимание всем!», в частности сирены и громкоговорители.
Другие технические решения предполагают задействовать в этой системе таксофонную сеть, развернутую на территории автономного округа. В каждом населенном пункте из перечня тех, в которых планируется внедрение комплексной системы оповещения населения, установлен общий таксофон, постоянно поддерживаемый в рабочем состоянии. Путем подключения определенного оборудования к таксофону можно будет передавать сигнал на громкоговоритель, установленный на данном таксофоне. Все это позволит, с одной стороны, расширить возможности оповещения, доводя сигнал об опасности буквально до каждого жителя населенного пункта, а с другой стороны, делать это избирательно – допустим, передавать сигнал в какой-то конкретный населенный пункт.
На сегодняшний день у нас в округе имеется отработанная схема оповещения населения. Определен порядок действий в случае возникновения ЧС, имеются инструкции, средства оповещения, созданы специальные службы и привлекаются уже существующие: скорая помощь, пожарная охрана… Широко применяется оповещение с помощью средств мобильной связи. Однако никакой автоматизированной системы оповещения в округе на данный момент не существует. Наличие такой системы позволить существенно сократить время оповещения населения и повысит надежность этого оповещения. На первоначальном этапе внедрения комплексной системы оповещения мы увидим это через дежурных операторов. В дальнейшем, при совершенствовании системы, можно будет говорить о подключении датчиков и полной автоматизации этой системы.
Система предусматривает два направления оповещения. Одно направление – это непосредственно оповещение населения, а второе – оповещение руководящего состава территориальной подсистемы единой системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Оповещаются все оперативные службы. Естественно, все они действуют в соответствии с заранее разработанным планом по ликвидации той или иной чрезвычайной ситуации. Население также готовится в данной ситуации заранее. Так, у нас в округе действует целая система подготовки населения: это и учебный центр по вопросам гражданской обороны и ликвидации чрезвычайных ситуаций в городе Ноябрьске, и учебно-консультативные пункты на предприятиях и в организациях, и многое другое.
Мы определили перечь территорий, где планируется создать систему комплексного оповещения населения. При формировании данного перечня мы исходили из наличия угроз для конкретных населенных пунктов. Поскольку опасные техногенные объекты в нашем округе в основном вынесены за пределы территории населенных пунктов, ориентировались на природные угрозы. В данный перечень вошли 17 населенных пунктов. Наиболее широко представлен Шурышкарский район – около половины перечня – поскольку очень многие населенные пункты в данном районе попадают в зону пожарной опасности. Четыре территории из перечня попадают в зону паводковой опасности. Это города Надым и Тарко-Сале, поселки Уренгой и Овгорт. Также в перечень вошли несколько населенных пунктов в Красноселькупском и Пуровском районах.