«О комплексной системе экстренного оповещения населения»

- На основании Указа Президента Российской Федерации от 13.11.2012 № 1522 в России создается комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций. Что же это такое?

Комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций – комплекс программно-технических средств систем мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов и оповещения для доведения сигналов и экстренной информации оповещения до органов управления, сил РСЧС и населения в автоматическом режиме.

- Как сегодня обстоят дела по развитию систем оповещения и информирования населения? Какие факторы могут повлиять на оперативность передачи информации?

На современном этапе развития систем оповещения и информирования населения об угрозе возникновения или факте возникновения ЧС, повышение их оперативност может быть достигнуто лишь путем автоматизации процессов и минимизации влияния человеческого фактора в них, а в ряде случаев даже полного его исключения, комплексного сопряжения и задействовании действующих и внедряемых технических средств и технологий оповещения и информирования населения, а также многократного дублирования каналов передачи сигналов о ЧС.
Указанная цель достигается наличием:
- полного набора сценариев возникновения и развития ЧС для нашего региона;
- развитых телекоммуникационных сетей, систем мониторинга источников природных и техногенных ЧС, сопряженных с техническими средствами принятия решений и оповещения;
- автоматизированных систем поддержки принятия решений;
- технических средств многократного дублирования (резервирования) каналов передачи данных и информации о ЧС с использованием всех имеющихся на территории оповещения средств связи и массовых коммуникаций общего пользования;
- а так же, законодательным и нормативным обеспечением указанных мероприятий.

- Как обстоят дела по состоянию систем оповещения и информирования населения у нас на Ямале?

Анализ состояния систем оповещения и информирования населения позволяет выделить ряд проблем в обеспечении их готовности и устойчивости функционирования:
- отсутствие автоматизированных систем оповещения населения в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах;
- отсутствие возможности аппаратно-программного сопряжения действующих систем оповещения, систем ОКСИОН, мониторинга природных и техногенных ЧС, цифрового телерадиовещания, сетей мобильной связи и других;
- невозможность интеграции аппаратуры оповещения старого парка (П-166) региональных систем оповещения с системами ОКСИОН, СМС оповещения и другими.
Возможности современных цифровых информационно-коммуникационных технологий, развитие мультисервисных сетей связи, создание цифровых сетей теле- и радиовещания требует пересмотра организационно-технических решений, ранее принятых при создании существующих систем оповещения всех уровней управления.

- А что можно сказать в целом о комплексной системе оповещения населения. Какие требования предъявляются к ней?

Комплексная система экстренного оповещения населения должна обеспечивать оповещение населения в зоне экстренного оповещения с использованием современных информационно-коммуникационных технологий и программно-технических комплексов (технических средств и оконечных устройств), выбираемых в зависимости от характеристики (паспорта) зоны экстренного оповещения, группы населения, которая может находиться в зоне оповещения и используемых систем мониторинга опасных природных и техногенных процессов, которые могут возникнуть на данной территории.
Она должна обеспечивать:
- оперативное оповещение населения в зонах экстренного оповещения о необходимых действиях в сложившейся обстановке с целью минимизации возможного ущерба от последствий чрезвычайных ситуаций;
- оповещение инвалидов и других лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом дифференциации по видам ограничения их жизнедеятельности;
- сопряжение в автоматическом режиме с программно-техническими комплексами принятия решений на всех уровнях системы управления РСЧС, в том числе с учетом возникновения и масштабов ЧС, информационную поддержку в принятии оперативных решений по действиям в кризисных ситуациях;
- передачу в автоматическом и автоматизированном режимах необходимой информации и сигналов оповещения (аудио, видео, буквенно-цифровой) для адекватного восприятии населением при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации, либо в зоне чрезвычайной ситуации;
- сопряжение с взаимодействующими системами на региональном, местном и объектовом уровне, в том числе с системами мониторинга потенциально-опасных объектов природных и техногенных ЧС;
- защиту информации от несанкционированного доступа и сохранность информации при авариях в системе.

В рамках Комплексной системы экстренного оповещения населения предлагается объединить существующие автоматизированные системы централизованного оповещения населения с системами мониторинга, прогнозирования и лабораторного контроля.
На объектовом уровне дополнительно необходимо сопряжение с системами оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах. Сопряжение должно обеспечивать как автоматически (без участия операторов), так и в автоматизированном режиме функционирования. Запуск систем оповещения должен осуществляться при обнаружении признаков ЧС угрожающих жизни и здоровью граждан в автоматическом режиме.
На региональном и муниципальном уровнях кроме сопряжения с системами мониторинга и прогнозирования в системе оповещения дополнительно должны максимально использоваться сети операторов сотовой связи и Интернет.