На Совете глав муниципальных образований ЯНАО
2 апреля состоялся Совет глав муниципальных образований Ямало-Ненецкого автономного округа, на котором выступил начальник Главного управления МЧС России по ЯНАО полковник А.Л. Бессонов. Аркадий Леонидович озвучил итоги деятельности территориальной подсистемы РСЧС ЯНАО в 2012 году и наметил основные задачи на 2013 год.
За 12 месяцев 2012 года на территории автономного округа зарегистрировано 728 пожаров, на которых погибло 34 человека и 95 – получили травмы различной степени тяжести (за аналогичный период прошлого года на территории округа зарегистрировано 749 пожаров, на которых погибло 40 человек и 163 человека получили травмы различной степени тяжести). При ликвидации пожаров спасено 308 человек и материальных ценностей на сумму более 558 миллионов рублей.
Подводя итоги работы Государственной инспекции по маломерным судам начальник Главного управления отметил, что в результате надзорной и профилактической деятельности, осуществляемой инспекторами ГИМС, за 2012 год на пляжах и местах организованного массового отдыха людей у воды на территории округа не погиб ни один человек.
Важное место в повышении уровня готовности окружной подсистемы РСЧС занимает совершенствование органов управления и систем управления предупреждения и ликвидации ЧС. В соответствии с Планом основных мероприятий округа на 2012 год Главным управлением с привлечением представителей служб гражданской обороны округа и представителей департамента гражданской защиты и пожарной безопасности проведены комплексные проверки городов Салехард и Лабытнаги, Тазовского и Ямальского районов. Данные проверки показали, что в целом руководящий состав способен в установленные сроки провести комплекс мероприятий по переводу системы гражданской обороны с мирного на военное время, провести анализ обстановки при возникновении чрезвычайной ситуации и своевременно принять решение по ее ликвидации.
Однако в организации и осуществлении подготовки населения продолжают иметь место некоторые недостатки:
- учебно-материальная база для обучения населения совершенствуется медленно и не в полной мере обеспечивает качественное проведение занятий, особенно практических;
- учебно-консультационные пункты созданы лишь в 13 из 58 муниципальных образований округа: городах Салехарде, Лабытнанги, Тарко-Сале, Ноябрьске, Губкинском, Новом Уренгое, Надыме, селе Красноселькупе, песелках Пуровске, Пурпе, Уренгое, Ханымее, Правохеттинском. Из 19 имеющихся УКП предъявляемым требованиям соответствуют 13.
Указанные недостатки, неконкретная и малоэффективная работа по их устранению являются свидетельством ослабления внимания руководителей органов местного самоуправления, а также ряда должностных лиц ГО и ТП РСЧС к вопросам подготовки населения к действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций.
Особое внимание в своем докладе Аркадий Леонидович обратил на важность своевременного централизованного автоматизированного оповещения населения ЯНАО об угрозах природного и техногенного характера. В качестве примера он привел чрезвычайную ситуацию 2012 года, связанную с наводнением в городе Крымске: «Напомню, крупное наводнение произошло в Краснодарском крае в ночь на 7 июля. Для жителей Крымска оно стало полной неожиданностью, поскольку система оповещения о чрезвычайной ситуации так и не сработала». В то же время начальник Главного управления отметил, что по результатам проверки региональной автоматизированной системы централизованного оповещения населения об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, проведенной в августе 2012 года, установлено, что своевременно и централизовано, в автоматическом режиме, оповестить население Ямало-Ненецкого автономного округа об возникающих угрозах природного и техногенного характера пока не представляется возможным.
За период 2012 года сотрудниками управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по ЯНАО было проведено 8 проверок органов местного самоуправления на предмет реализации полномочий по выполнению законодательства Российской Федерации в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, из них 2 плановых проверки и 6 внеплановых. По результатам этих проверок были возбуждены дела об административных правонарушениях по статье 20.6 КоАП РФ, а также вручены обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений.
Как показывают проведенные проверки, органами местного самоуправления на недостаточном уровне реализуется работа по обучению населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, по подготовке к защите и по защите материальных и культурных ценностей муниципальных образований от опасностей, возникающих приведении военных действий или вследствие этих действий. На недостаточном уровне находится готовность постоянно действующих органов управления, готовность систем связи, оповещения и информирования к действиям в чрезвычайных ситуациях, особенно на уровне поселений. Уделяется недостаточно внимания вопросам планирования и организации проведения практических мероприятий.
Рассказывая о работе управления надзорной деятельности Аркадий Бессонов отметил, что уровень пожарной безопасности общежитий остается по-прежнему низкий. В связи с этим УНД было принято решение провести месячник в период с 13 августа по 17 сентября 2012 года. В результате проведения данного мероприятия совместно с органами прокуратуры ЯНАО проводились проверки общежитий входящих в «черный список» на предмет соблюдения требований пожарной безопасности. По результатам проверок в ряде муниципальных образований вопросы о приведении общежитий в противопожарное состояние рассмотрены на заседаниях КЧСиПБ.
Проведенная работа позволила повысить процент исполнения предписаний с 34% до 73,5%. Снизилось количество объектов, находящихся в «черном списке», с 99 до 47 объектов и общее количество объектов с нарушениями требований пожарной безопасности. Требовательность государственных инспекторов по выполнению на объектах общежитий систем автоматической пожарной сигнализации и оповещения людей о пожаре позволили избежать гибели и травматизма людей при произошедших в январе 2013 года пожарах в зданиях общежитий в городах Ноябрьске и Новом Уренгое. Данные системы противопожарной защиты выполнили свои функции в полном объеме, вовремя обнаружив возгорание и оповестив людей о необходимости эвакуации из зданий.
Актуальным направлением деятельности МЧС совместно с главами муниципальных образований на сегодняшний день является подготовка к пожароопасному периоду 2013 года. Согласно графику проведения проверки готовности субъектов Российской Федерации к пожароопасному сезону, сообщил Бессонов, Ямало-Ненецкий автономный округ подлежит проверке межведомственной комиссии федерального уровня в период с 08 по 15 апреля 2013 года. В состав данной межведомственной комиссии вошли представители Министерств и ведомств Российской Федерации. Однако в связи с запланированными мероприятиями по проведению Международной встречи высших представителей государств – членов Арктического совета, в настоящий момент решается вопрос о переносе сроков проверки Правительственной комиссией на конец апреля 2013 года.
Всего на Ямале в этом году в число подверженных угрозе распространения лесных пожаров вошло 22 населенных пункта. Из них 18 расположены в Шурышкарском районе, 2 – в Красноселькупском, 1 – в МО г. Салехард (поселок Пельвож) и 1 – потребительское садоводческое общество, находящееся вблизи города Ноябрьск (ПСО «Мечта»). Число населенных пунктов по сравнению с прошлым годом уменьшилось на 11 поселений, также на 3 уменьшилось количество подверженных угрозе распространения лесных пожаров садовоогороднических кооперативов. При сходе снежного покрова будет осуществлена проверка выполнения противопожарных мероприятий, исключающих переход лесного пожара на населенный пункт, информация о выполнение которых послужила основанием для исключения этих населенных пунктов из перечней в этом году. Предварительная подготовка к проведению проверки готовности округа к пожароопасному периоду организована.
«В 2013 году нам много надо будет сделать в части предупреждения возникновения чрезвычайных ситуаций на территории нашего округа: обеспечить безопасность людей, провести работу по реализации целевых программ и мероприятий, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и защиту населения и территорий от них», – сказал Бессонов. Главной задачей на 2013 год определена реализация единой государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, снижение рисков и смягчение последствий ЧС для обеспечения безопасности населения, совершенствование системы защиты населения в мирное и военное время.
За 12 месяцев 2012 года на территории автономного округа зарегистрировано 728 пожаров, на которых погибло 34 человека и 95 – получили травмы различной степени тяжести (за аналогичный период прошлого года на территории округа зарегистрировано 749 пожаров, на которых погибло 40 человек и 163 человека получили травмы различной степени тяжести). При ликвидации пожаров спасено 308 человек и материальных ценностей на сумму более 558 миллионов рублей.
Подводя итоги работы Государственной инспекции по маломерным судам начальник Главного управления отметил, что в результате надзорной и профилактической деятельности, осуществляемой инспекторами ГИМС, за 2012 год на пляжах и местах организованного массового отдыха людей у воды на территории округа не погиб ни один человек.
Важное место в повышении уровня готовности окружной подсистемы РСЧС занимает совершенствование органов управления и систем управления предупреждения и ликвидации ЧС. В соответствии с Планом основных мероприятий округа на 2012 год Главным управлением с привлечением представителей служб гражданской обороны округа и представителей департамента гражданской защиты и пожарной безопасности проведены комплексные проверки городов Салехард и Лабытнаги, Тазовского и Ямальского районов. Данные проверки показали, что в целом руководящий состав способен в установленные сроки провести комплекс мероприятий по переводу системы гражданской обороны с мирного на военное время, провести анализ обстановки при возникновении чрезвычайной ситуации и своевременно принять решение по ее ликвидации.
Однако в организации и осуществлении подготовки населения продолжают иметь место некоторые недостатки:
- учебно-материальная база для обучения населения совершенствуется медленно и не в полной мере обеспечивает качественное проведение занятий, особенно практических;
- учебно-консультационные пункты созданы лишь в 13 из 58 муниципальных образований округа: городах Салехарде, Лабытнанги, Тарко-Сале, Ноябрьске, Губкинском, Новом Уренгое, Надыме, селе Красноселькупе, песелках Пуровске, Пурпе, Уренгое, Ханымее, Правохеттинском. Из 19 имеющихся УКП предъявляемым требованиям соответствуют 13.
Указанные недостатки, неконкретная и малоэффективная работа по их устранению являются свидетельством ослабления внимания руководителей органов местного самоуправления, а также ряда должностных лиц ГО и ТП РСЧС к вопросам подготовки населения к действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций.
Особое внимание в своем докладе Аркадий Леонидович обратил на важность своевременного централизованного автоматизированного оповещения населения ЯНАО об угрозах природного и техногенного характера. В качестве примера он привел чрезвычайную ситуацию 2012 года, связанную с наводнением в городе Крымске: «Напомню, крупное наводнение произошло в Краснодарском крае в ночь на 7 июля. Для жителей Крымска оно стало полной неожиданностью, поскольку система оповещения о чрезвычайной ситуации так и не сработала». В то же время начальник Главного управления отметил, что по результатам проверки региональной автоматизированной системы централизованного оповещения населения об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, проведенной в августе 2012 года, установлено, что своевременно и централизовано, в автоматическом режиме, оповестить население Ямало-Ненецкого автономного округа об возникающих угрозах природного и техногенного характера пока не представляется возможным.
За период 2012 года сотрудниками управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по ЯНАО было проведено 8 проверок органов местного самоуправления на предмет реализации полномочий по выполнению законодательства Российской Федерации в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, из них 2 плановых проверки и 6 внеплановых. По результатам этих проверок были возбуждены дела об административных правонарушениях по статье 20.6 КоАП РФ, а также вручены обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений.
Как показывают проведенные проверки, органами местного самоуправления на недостаточном уровне реализуется работа по обучению населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, по подготовке к защите и по защите материальных и культурных ценностей муниципальных образований от опасностей, возникающих приведении военных действий или вследствие этих действий. На недостаточном уровне находится готовность постоянно действующих органов управления, готовность систем связи, оповещения и информирования к действиям в чрезвычайных ситуациях, особенно на уровне поселений. Уделяется недостаточно внимания вопросам планирования и организации проведения практических мероприятий.
Рассказывая о работе управления надзорной деятельности Аркадий Бессонов отметил, что уровень пожарной безопасности общежитий остается по-прежнему низкий. В связи с этим УНД было принято решение провести месячник в период с 13 августа по 17 сентября 2012 года. В результате проведения данного мероприятия совместно с органами прокуратуры ЯНАО проводились проверки общежитий входящих в «черный список» на предмет соблюдения требований пожарной безопасности. По результатам проверок в ряде муниципальных образований вопросы о приведении общежитий в противопожарное состояние рассмотрены на заседаниях КЧСиПБ.
Проведенная работа позволила повысить процент исполнения предписаний с 34% до 73,5%. Снизилось количество объектов, находящихся в «черном списке», с 99 до 47 объектов и общее количество объектов с нарушениями требований пожарной безопасности. Требовательность государственных инспекторов по выполнению на объектах общежитий систем автоматической пожарной сигнализации и оповещения людей о пожаре позволили избежать гибели и травматизма людей при произошедших в январе 2013 года пожарах в зданиях общежитий в городах Ноябрьске и Новом Уренгое. Данные системы противопожарной защиты выполнили свои функции в полном объеме, вовремя обнаружив возгорание и оповестив людей о необходимости эвакуации из зданий.
Актуальным направлением деятельности МЧС совместно с главами муниципальных образований на сегодняшний день является подготовка к пожароопасному периоду 2013 года. Согласно графику проведения проверки готовности субъектов Российской Федерации к пожароопасному сезону, сообщил Бессонов, Ямало-Ненецкий автономный округ подлежит проверке межведомственной комиссии федерального уровня в период с 08 по 15 апреля 2013 года. В состав данной межведомственной комиссии вошли представители Министерств и ведомств Российской Федерации. Однако в связи с запланированными мероприятиями по проведению Международной встречи высших представителей государств – членов Арктического совета, в настоящий момент решается вопрос о переносе сроков проверки Правительственной комиссией на конец апреля 2013 года.
Всего на Ямале в этом году в число подверженных угрозе распространения лесных пожаров вошло 22 населенных пункта. Из них 18 расположены в Шурышкарском районе, 2 – в Красноселькупском, 1 – в МО г. Салехард (поселок Пельвож) и 1 – потребительское садоводческое общество, находящееся вблизи города Ноябрьск (ПСО «Мечта»). Число населенных пунктов по сравнению с прошлым годом уменьшилось на 11 поселений, также на 3 уменьшилось количество подверженных угрозе распространения лесных пожаров садовоогороднических кооперативов. При сходе снежного покрова будет осуществлена проверка выполнения противопожарных мероприятий, исключающих переход лесного пожара на населенный пункт, информация о выполнение которых послужила основанием для исключения этих населенных пунктов из перечней в этом году. Предварительная подготовка к проведению проверки готовности округа к пожароопасному периоду организована.
«В 2013 году нам много надо будет сделать в части предупреждения возникновения чрезвычайных ситуаций на территории нашего округа: обеспечить безопасность людей, провести работу по реализации целевых программ и мероприятий, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и защиту населения и территорий от них», – сказал Бессонов. Главной задачей на 2013 год определена реализация единой государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, снижение рисков и смягчение последствий ЧС для обеспечения безопасности населения, совершенствование системы защиты населения в мирное и военное время.